Урок "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли"

Разделы: Физика


Тип урока: урок применения знаний.

Задачи урока:

  • сформировать представление о физических приборах, измеряющих атмосферное давление;
  • изучить устройство и принцип действия барометров;
  • соотнести знания с курсом географии;
  • показать практическую значимость изучаемого материала.

Цели  урока:

  • Образовательные: продолжить раскрывать природу атмосферного давления, показать на опытах и объяснить на примерах существование атмосферного давления. Ознакомить с опытом Торричелли. Раскрыть причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении. Обратить внимание на то, что атмосферное давление является причинным фактором окружающего среды и предопределяет протекание жизненно важных процессов в живых организмах.
  • Развивающие: продолжать формировать практические умения и навыки при измерении величин. Содействовать формированию таких основных мировоззренческих идей, как единство природы и человека.
  • Воспитательные: развивать логическое мышление. Продолжать формирование интереса к истории развития науки физики.

Фундаментальный  образовательный объект – атмосфера Земли.

Ресурсы и оборудование урока: презентация к уроку (Приложение), рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, ртутный барометр, барометр-анероид, манометр, шприц, пипетка, резиновая груша, модель автопоилки, стакан с водой и лист плотной бумаги.

Виды  деятельности учеников:

а) познавательная деятельность (восприятие материала, понимание материала, его интерпретация, умение находить факты, задавать вопросы, использовать методы, концепции, принципы и теории для решения новых проблем);
б) креативная деятельность (разделение целого на части – анализ, установление причинно-следственных связей – синтез, поисковая, творческая деятельность, целостное видение явления);
в) организационная деятельность (планирование, целеполагание, построение схемы действий и  достижение поставленной цели);
г) коммуникативная деятельность (установление психологических контактов, распределение работы между участниками по договоренности).

Ожидаемые результаты: учащиеся должны владеть понятием атмосферного давления, знать состав атмосферы и способы измерения атмосферного давления, уметь применять полученные знания при решении качественных задач и при проведении измерений с помощью различных приборов, проявить приобретенные ранее  навыки выявления причинно-следственных  связей между явлениями и их характеристиками (физическими величинами).

План урока:

  1. Организационный момент («мозговая зарядка» – цифровой квадрат с ошибкой) – 3 мин.
  2. Актуализация полученных знаний (фронтальная беседа, заполнение обобщающей таблицы).  10 мин
  3. Целеполагание (постановка учебной задачи). – 3мин.
  4. Получение новых знаний, необходимых для решения поставленной учебной задачи (объяснение с компьютерной презентацией).  15мин
  5. Применение знаний,  полученных  на уроке (презентация мини-проектов). 10 мин
  6. Рефлексия (самооценка результатов учебной деятельности) 4 мин

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предлагает задание для «мозговой зарядки».
Найти пропущенные цифры

19

4

12

9

6

13

24

17

14

15

3

8

1

21

18

23

5

22

25

10

Находят пропущенные цифры, составляют из них дату проведения урока
11.02. 20 16       7 класс

Задает качественные вопросы по теме «Атмосферное давление»
1) Почему возникает  атмосферное  давление?
2) Почему мы не ощущаем такое огромное давление, ведь каждый из нас «носит» на плечах около 16 тонн воздуха?
3) Как в работе  приборов, представленных на слайде,  используется атмосферное давление?
4) Наверняка, многим из вас приходилось пить сок через трубочку. Удобно и привычно. Но давайте задумаемся, с чего это вдруг сок сам поднимается вверх по трубке? А удастся ли таким способом выпить сок с высоты пятиэтажного дома с помощью очень длинной трубочки?
5) А приходилось ли вам пить сгущенное молоко? Почему для этого нужно сделать два отверстия в банке?
6) А сейчас проведем эксперимент (опыт со стаканом, закрытым листом бумаги)
Почему вода не выливается? В какой момент она будет выливаться?
Итак, во всех приведенных примерах «виновато» атмосферное давление. А для чего его измеряют? Людям каких профессий очень важно знать значение атмосферного давления?

Отвечают на вопросы

 

Объясняют принцип действия приборов

 

 

 

Объясняют результаты эксперимента

Определяют профессии, в которых важно знать атмосферное давление

Предлагает заполнить на доске таблицу

давление

от чего зависит

приборы для измерения

твердое тело

 

 

жидкость

 

 

газ

 

 

атмосфера

 

 

Заполняют по очереди ячейки таблицы

давление

от чего зависит

приборы для измерения

твердое тело

вес, площадь

динамометр или весы, линейка

жидкость

плотность, глубина

ареометр, линейка

газ

температура, число частиц

манометр

атмосфера

высота над Землей, температура

?

Предлагает сделать вывод об отсутствии знаний о способах измерения атмосферного давления и определить тему урока

Делают вывод об отсутствии знаний о способах измерения атмосферного давления
Определяют  и записывают тему урока «Измерение атмосферного давления»

Приводит примеры действия атмосферного давления в различных ситуациях
В 1638 году в Италии герцог Тосканский решил построить фонтан в саду своего дворца. Денег не жалел, ему хотелось быть обладателем самого большого фонтана. Построили насос, однако он поднимал воду из подземного источника всего лишь на высоту 10,3 м над уровнем водоема. Герцог рвал и метал, обвиняя ученых в невежестве, а местных служителей церкви в неумении изгнать злого духа из насоса.
В 1646 году французский ученый Блез Паскаль (1623-1662 гг.) проделал следующий опыт. Длинную стеклянную трубку, запаянную с одного конца, он заполнил водой, а затем опустил открытым концом в бочку с водой. Вода начала выливаться из трубки, но не вытекла до конца, а остановилась в 10 м над поверхностью воды в бочке. 
Почему в первом и во втором примере вода остановилась на высоте в 10 м?

Слушают примеры

 

 

 

 

Высказывают предположения о равенстве давлений снаружи и внутри трубки

Предлагает на основе предположений придумать способ измерения атмосферного давления

Рассуждают, что можно измерить атмосферное давление, приравнивая его к гидростатическому давлению столба жидкости

Предлагает подумать, чем заменить воду в трубке Паскаля, чтобы уменьшить столб жидкости

Делают вывод о том, что плотность жидкости должна быть самой высокой. По таблице плотностей находят такую жидкость – ртуть

Рассказывает об опыте Торричелли
Вводит единицу измерения атмосферного давления–мм рт.ст.
Предлагает установить связь между единицами давления

Записывают в тетради связь между единицами давления
760 мм рт.ст. = 760 х 133,3Па = 101300Па = 101,3 кПа.
1 мм рт.ст. = 133,3 Па.

Показывает ртутный барометр, приводит примеры его применения

Находят значение атмосферного давления по ртутному барометру

Показывает барометр-анероид, поясняет принцип его действия
Рассказывает о модификациях-барографе и альтиметре

Называют преимущества барометра-анероида, находят значение атмосферного давления по барометру-анероиду

Предлагает учащимся выступить с представлением своих мини-проектов

Двое учащихся представляют мини-проекты на темы : «Изготовление барометра-анероида» и «Живые барометры»

Предлагает подвести итоги урока
Что нового мы узнали?
Где могут пригодиться полученные знания?

Проводят самооценку уровня полученных на уроке знаний
Приводят примеры ситуаций, в которых полученные знания могу пригодиться

Задает домашнее задание, объявляет оценки за урок

Записывают в дневники домашнее задание