Внеклассное мероприятие по биологии "Вода – это жизнь"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

  • Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
  • Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вода в природе и её профессии», листы бумаги (А3) по количеству команд, фломастеры, карандаши

Ход мероприятия:

Угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без … (воды.)

22 марта с 1995 г объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.

1 чтец:

Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.

2 чтец:

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И, кажется сказкою это
А, в сущности, только вода
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Высокие гребни вздымая
Бушует морская волна.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет – все растает,
И будет простая вода. 

А. А. Фет.

3 чтец:

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
Интересные факты о воде:
Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод.
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь.

Первые вопросы о воде. Будьте внимательны!

– Может ли вода двигаться вверх?
– Какая вода на вкус?
– Какой у воды запах?
– Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде?
– Что произойдёт, если воду вскипятить?
– Что произойдёт если воду вынести на мороз?

Викторина «Реки, озёра, моря и океаны»:

– Сколько на нашей планете океанов? (4)
– Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан, Северный Ледовитый океан.)
– Из чего образуются ледники? (Из снега.)
– Как называются плавающие глыбы льда? (Айсберги.)
– Подземные воды выходящие на поверхность образуют … (источник, родник).
– Какие приспособления имеют животные для плавания? (Ласты, плавники, перепонки.)
– Чем питаются гиганты моря – киты? (Планктоном.)
– Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд.)
– Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки.)
– Чем знаменито озеро Байкал?
– Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения.)
– Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека.)
– Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища.)
– Какой злак растет под слоем воды? (Рис.)
– Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк.)
– У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки.)
– Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука.)
– Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча.)
– Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз.)
– Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру.)
– Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза.)
– Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)

Загадки.

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)

Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой … (тучи)

– Что в руках не удержать? (Воду.)
– Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.
Мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Для чего ещё кроме питья нужна вода человеку? Где человек использует воду? (Ответы детей.)
«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами … Ты самое большое богатство на свете», – писал о воде Антуан де Сент Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.

— А как можно экономить воду?

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Воду нужно беречь!

– Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам.

(Ученики в группах оформляют свои обращения в виде листовок.)

Давайте мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
Чтоб было природу кому охранять,
Нам нужно все четко и верно понять–
Природы король человек и венец,
Но все ж без нее человеку – конец!
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!