Урок географии "Моя малая родина – Приморский край"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

Образовательная:

  • Расширить и обобщить знания учащихся о своей малой родине Приморском крае.
  • Раскрыть уникальность природных условий края.

Развивающая:

  • Формировать умение, навыки работать в группе, подбирать учебный материал по теме урока, работать с ИКТ.
  • Развивать умения конспектировать, систематизировать, анализировать учебный материал.
  • Cпособствовать развитию самообразования учащихся, их творческой и научно-исследовательской деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитание любви к родной природе, своей стране, патриотизма у учащихся.
  • Прививать интерес к изучению родного края, любовь к малой Родине;

Тип урока: обобщающее повторение.

Форма урока: семинар с элементами групповой работы

Методы и технологии:

  • Технология проектной деятельности, сотрудничества, ИКТ, компьютерные и здоровьесберегающие (физминутка) технологии.

Оборудование:

  1. ИКТ, тетради учащихся, ученические атласы, сообщения и презентации учащихся, плакаты.

Форма урока: семинарское занятие.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации и сообщения учащихся.

Предварительный этап:

  • постановка цели и задач перед учащимися;
  • формирование исследовательских групп учащихся;
  • исследовательская работа в группах, создание проектов и презентаций.

Основной этап.

  1. Вступительное слово учителя географии, формулирование темы и цели урока.
  2. Выступления исследовательских групп учащихся – защита своих проектов:
  3. Выступления учащихся сопровождаются комментариями и обсуждением учителя и учащихся.
  4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов семинара.
  5. Релаксация. Просмотр слайд – шоу с видами Приморского края.

Сценарий урока

Вступительное слово учителя.

Легенда:

“Посмотрел Господь: неласковая вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”.

Приметы Приморья

Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,
И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.

Сказочно богат этот край! Но сказать это о людях, здесь живущих, нельзя. Социальный статус и условия проживания достаточно низки, население этого региона продолжает уменьшаться. Возникает противоречие – с одной стороны – богатства несметные, а с другой – не хватает трудовых ресурсов для освоение региона. Хотя русские появились здесь ещё в XVII веке, южная часть района, где проживает 9/10 его населения, вошла в состав России лишь во второй половине XIX века.

Но при этом данная территория уже давно будоражит Японию и Китай по многим причинам, и они до сих пор хотят получить себе часть.

Что же касается отношения населения к этому, то экономически эта территория гораздо больше связана с соседними странами, нежели с другими регионами России: дешевле закупать зерно в США, масло в Новой Зеландии, фрукты в Китае и т.д. Да и культура японская гораздо ближе оказалась, нежели русская. Есть даже байка на эту тему: отец в разговоре с дочерью, показывая фото Кремля, сказал: “Смотри, это столица нашей страны. Но ты там никогда не сможешь побывать – у нас никогда не будет таких денег, чтобы туда добраться”.

- Как вы думаете, о каком регионе я сейчас вам говорила?

(ДАЛЬНИЙ ВОСТОК)

- А что вы знаете о Приморском крае?

- Работая в паре, напишите это в своих тетрадях под фразой “Я знаю, или мне известно…”

Затем ребята высказываются вслух.

А тема сегодня: “Наша малая родина – Приморский край!” (записывают в тетради).

А применять полученные знания вы будете при изучении родного края. Вы знаете, когда изучают какой-то район, придерживаются плана:

  • географическое положение;
  • рельеф, полезные ископаемые;
  • климат;
  • внутренние воды;
  • население и хозяйство;

В связи с этим на предварительном этапе ребята сформировали исследовательские микрогруппы и каждая группа выбрала определённую тему проектно-исследовательской работы. А сегодня состоится семинар, на котором каждая группа сделает отчёт о проделанной работе.

Выступления исследовательских групп учащихся – защита своих проектов:

Отчеты групп.

Учитель географии. Итак, мы изучаем наш край. Слово географам, они расскажут о географическом положении края:

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив — Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело?к, Восток. Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь (высота до 1932 м), на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности.

Крупные острова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис.

На юго-западе находится крупное озеро Ханка. Разделяет с Китаем. Крупнейшей рекой края является Уссури, истоки реки Уссури находятся на склонах горы Снежная, к северо-востоку от горы Облачная.

Сейчас дадут комплексную сравнительную характеристику столицы нашего края г. Владивосток и г. Сочи учащиеся Лоншаков Константин и Пиантковская Полина. После защиты их проекта “45-я параллель”, вы должны ответить на вопрос: “Почему ребята выбрали эти два города для темы своего исследования?” (см. Приложение – Проект “45-я параллель: Владивотсок-Сочи”)

- А теперь слово геоморфологам.

Сообщение учащегося из группы геоморфологов.

Край богат месторождениями цветных металлов. Известно около 30 месторождений олова, которые в основном находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах. В этих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих цинк, свинец, медь, серебро, висмут, индий, редкоземельные металлы. В Красноармейском и Пожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрама. Кроме вольфрама в этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут, и другие ценные металлы. В северо-восточных районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра.

В крае разведано более 50 месторождений золота. Золотоносные месторождения имеются как на юге Приморья, так и на севере. Около 60 % всех запасов золота находятся в россыпях по долинам рек.

В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (датолитовых, боросодержащих руд). Оно разрабатывается открытым способом и может обеспечить работу перерабатывающих предприятий не менее чем на 50 лет. Плавиковый шпат, добывается в Хорольском районе (Вознесенское и Пограничное месторождения). Кроме плавикового шпата в рудах этого месторождения содержатся редкие металлы. Открыты несколько месторождений фосфоритов на материковом склоне Японского моря.

Учитель географии. Какие полезные ископаемые есть на территории края?

Делают вывод, о том, что рельеф края в основном горный и лишь на западе края расположилась Уссуро-Приханкайская низменность, на территории которой расположен Спасский район. Полезные ископаемые преобладают осадочного и магматического происхождения.

Учитель географии. Слово климатологам.

Выступления учащихся из группы климатологов:

Климат умеренный, муссонный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Осень как правило тёплая, сухая, с ясной погодой. Летом преобладают южные ветра с Тихого океана, а зимой северные, приносящие холодную, но ясную погоду с континентальных районов. Основная особенность — летом обильные осадки и туман. Лето — пора тайфунов, эти тропические циклоны каждый год посещают край, нанося порой огромный ущерб инфраструктуре края и сельскому хозяйству. Средняя температура июля +17С…+26 °C. Самое холодное лето в крае — на побережье Татарского пролива на северо-востоке Приморья. Самое жаркое на Приханкайской равнине. Абсолютный максимум +41 °C зарегистрирован в Пограничном районе. Средняя температура января от -8 °C до -18 °C на побережье, что в паре со влажностью и ветрами понижают её в 2 раза, а в материковых районах, с более сухим климатом, температура доходит до -38 °C. Самая тёплая зима на юге Хасанского района и в окрестностях г. Находка, самая холодная — в горных районах центральной и северной части края. Абсолютный минимум -54 °C зарегистрированный в Красноармейском районе у с. Глубинное связан с температурной инверсией в межгорной котловине. Самые холодные месяцы: январь, февраль, март. Самые тёплые — июль, август, сентябрь, октябрь. Осадков 600—900 мм в год. Вегетационный период 120—200 дней.

Вывод: Климат умеренный, тип климата – муссонный.

Учитель географии. Теперь с отчетом выступит группа гидрологов. Ребята расскажут о водных ресурсах Приморья.

Выступления учащихся из группы гидрологов.

Вывод: на территории края расположено самое большое озеро Ханка, с водно-болотными угодьями, протекает крупная река Уссури (приток р. Амур) с её притоками.

Физ минутка (проводит учащийся игру “Запрещённое движение”)

Учитель географии. Слово предоставляется группе экономистов. Они расскажут об экономике и хозяйстве района.

Выступления учащихся:

В Приморье проживает около 2 млн человек, из которых 1 млн 860 тыс. русские, примерно 90 тыс. человек — украинцы, татары — более 14,5 тыс., и только около 3900 человек — китайцы (вопреки распространяемой неверной информации). Проживает более 100 народов.

На запасах Дальнегорского боросиликатного месторождения, скарново-полиметаллических месторождений работает крупное горно-химическое предприятие ОАО “Бор”. ОАО “Ярославский ГОК” разрабатывает Вознесенское и Пограничное флюоритовые месторождения. ОАО “Приморский ГОК” и ОАО “Лермонтовская ГРК” вместе разрабатывают богатейшие скарново-шеелитовых месторождения Восток-2 и Лермонтовского. В посёлке Кавалерово ОАО “ГРК Хрустальная” (Хрустальненский ГОК) разрабатывает богатое оловянное месторождение “Искра”. Кроме того, в крае добываются бурые и каменные угли, строительные материалы; действует ряд санаторно-больничных комплексов на базе подземных минеральных источников и морских грязей, в том числе крупнейший в России Шмаковский. В небольшом количестве в крае добывается россыпное золото, цеолиты, бентонитовые глины и другие полезные ископаемые. Вводятся в эксплуатацию коренные золото-серебряные месторождения.

В структуре добычи традиционно преобладают бурые и каменные угли — 47 %, значительную роль играют цветные и редкие металлы — 21 % и неметаллы — 14 %. Обеспеченность действующих предприятий сырьевой базой неодинакова. ОАО “Бор” и ОАО “Ярославский ГОК” обеспечены разведанными запасами борной и плавиковошпатовой руды на длительный срок.

До 80 % территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие из которых эндемичны (абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень). Лесопокрытая площадь составляет 12,3 млн га, общие запасы древесины — 1,75 млрд м?. Леса третьей группы занимают около 60 % лесопокрытой площади, а леса, где возможны рубки — около 75 %. Для Приморского края норма вырубки составляет около 10 млн м? в год. В некоторых районах вырубается намного больше рациональных норм, а в труднодоступных районах лес может не вырубаться вообще. Леса Приморского края также богаты кедровыми орехами, лекарственными растениями (лимонник, женьшень). Во флоре Приморья насчитывается более двух тысяч видов высших растений, из которых около 250 видов деревьев.

В настоящее время начал развиваться активно отдых и туризм. Проложены новые туристические маршруты и базы отдыха на юге Приморья на побережье Японского моря.

Подведение итогов семинара.Учитель географии. Итак, подведем итоги нашего семинара. Ребята подготовили интересные и содержательные сообщения и проектные работы. Каких вопросов мы коснулись при изучении Приморского края? (Ответы учащихся, выставление оценок за урок).