Урок-проект "«Тема семьи на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»"

Разделы: Литература


Цель:

  • Раскрыть тему семьи, используя элементы анализа; выявить авторский взгляд на тему семьи, используя сопоставительную характеристику;
  • Развивать исследовательские навыки учащихся;
  • Формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: проектор, ресурсы-интернет, роман “Война и мир”, бумага, фломастеры.

Ход урока

- Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь..
с возможностью делать добро людям.
Л. Н. Толстой

I. Орг. момент.

- Обменялись улыбками, подарили улыбки мне и друг другу.

- Назовите автора и произведение, которое изучаем.

II. Опрос домашнего задания.

1. Какое было домашнее задание?

(подготовить интервью “Наедине со всеми”,

читать т.1, ч.1; главы 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17; 22-29).

2. Слово участникам интервью.

- Здравствуйте, дорогие зрители.

Сегодня в гостях у нас Андрей Болконский.

- Здравствуйте, Андрей. Мы очень рады, что вы пришли к нам.

Мы хотим задать Вам всего несколько вопросов.

- Почему Вы отказались от светских салонов, балов, высшего общества?

- Там были только ложь, сплетни, лицемерие, пересуды.

- И Вы ушли на войну?

- О чём Вы мечтали на войне?

- Я мечтал о своём Тулоне, я хотел стать известным на весь мир, как Наполеон.

- Мы знаем, что Ваша мечта осуществилась.

К какому выводу Вы пришли?

- После Аустерлицкого сражения я понял, что мне более всего дорого это огромное небо, тихое моё имение и моя семья.

3. Чтение стихотворения о семье.

Семья-это счастье, любовь и удача,

Мечты о хорошем, волненье в придачу.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

III. Актуализация.

- Какие темы мы уже изучили?

(Путь Андрея Болконского, путь Пьера Безухова, любимая героиня Толстого, посмотрели фильм по роману).

- Кто режиссёр фильма?

- С чего начинается роман?

- Что он описывает в салоне Шерер?

- Описывая любимых героев, Толстой больше обращается к их семье.

- Определите ключевое слово урока.

IV. Запись темы урока, определение целей урока.

V. Работа над проектом.

- Звучит песня “Родительский дом” (учащиеся создают кластер; основанием кластера служит ключевое слово-семья и записывают к нему ряд ассоциативных слов).

- Семья (радость, улыбка, взаимопонимание, поддержка, счастье, любовь)

- Защита кластера.

- Это модель семьи глазами десятиклассников.

- А с какими семьями мы встречаемся в романе?

1. Семья Ростовых (1-я группа)

2. Семья Болконских (2-я группа)

3. Семья Курагиных (3-я группа)

4. Семья Безуховых (4-я группа)

1-я группа

а) работа с текстом.

Именины Наташи.

- Какая атмосфера царила в семье Ростовых? (веселья, радости, праздника)

- С кем и как танцует граф Ростов?

- Как относятся в семье Ростовых к прислуге? О чём это говорит?

- А кто ещё живёт в доме Ростовых? О чём это говорит?

- В какой ситуации и где видим мы семью Ростовых в годы войны 1812г.

- О каком чувстве это говорит?

б) создание кластера (основанием служит слово любовь и подбирают к нему ряд ассоциативных слов).

в) защита кластера

2-я группа

а) работа с текстом.

- Дайте характеристику Болконскому-старшему.

- Что больше всего он ценит: разум или чувство?

- Что у него на первом месте?

а) создание кластера (основанием служит слово честь и подбирают ряд ассоциативных слов)

б)защита кластера

3-я группа

а) работа с текстом.

- Какие семейные ценности вы увидели в семье Курагиных?

б) создание кластера (основанием служит слово алчность, подбирается ряд ассоциативных слов)

в) защита кластера.

4-я группа

а) работа с текстом.

- Что вы можете сказать о Пьере и Наташе Безуховых?

б) создание кластера (основанием служит слово любовь, подбирается ряд ассоциативных слов)

в) защита кластера.

- Вы согласны с моделью человеческих ценностей в понимании Л. Н. Толстого?

VI. Чтение стихотворения.

VII. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?

- Какую семью вы хотели бы построить?

VIII. Дом. задание: дочитать роман, подготовить выборочный пересказ.