Конспект НОД интегрированного занятия "В гости к дедушке Фольклору" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Познакомить детей с русским народным творчеством, дать знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Задачи:

  • Развивать речевые умения, обогащать словарный запас детей,
  • Развивать любознательность.
  • Познакомить с характерными чертами русского народного творчества, с жанрами и видами русского фольклора.
  • Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, музыка.

Обогащение словаря: фольклор, пословицы, поговорки, чистоговорки.

Предварительная работа: заучивание загадок, поговорок, чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание костюмов.

Оборудование: русские народные костюмы, атрибуты для украшения зала, карточки с загадками, голубая ткань для речки, деревья, ширма, обруч, имитирующий лошадь с бубенцами.

Ход занятия

Одна стена зала оформлена деревьями, имитацией речки, стоит пенек, а на нем шапочка медведя.

В зале хлопочет хозяйка (накрывает на стол, подметает пол)

Стук в дверь.

Х.: “Войдите”.

Входят дети, одетые в русский народный костюм, встают полукругом.

Гости, кланяясь: “Здравствуй, хозяюшка, здравствуйте, гости дорогие!”

Х.: “Здравствуйте! Какие вы красивые да нарядные! А ну – ка добры молодцы, да красны девицы, повертитесь, нашим гостям покажитесь ” (дети показывают свои наряды)

1 гость: “Мы пришли к тебе не с пустыми руками, а с калачами, да пирогами” (дают хозяйке бублики, пирог, булочки).”

2 гость подаёт конверт: “А этот конверт мы нашли около твоей двери”

Х. читает и говорит:

“Здравствуйте, дорогие ребята!
Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!

Х. Ребята, это письмо прислал дедушка Фольклор. Поедем к нему?

Д. Да

Х.: Дорога к дедушке фольклору не длинная, но интересная. К нему мы поедем на лошади. Она стоит уже запряженная. Только нужно сказать волшебные слова:

Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Ждут нас с нетерпением
Со сладким угощением!

(дети произносят волшебные слова, хозяюшка держит вожжи, а дети идут следом за ней)

1. Х.: “Тпру, стой, лошадка. Смотрите, а нас уже встречают.

Дети: Здравствуйте!

Х.:А вы кто такая?

Загадка: Здравствуйте, я дедушки Фольклора внучка. А зовут меня Загадка.

Х.: А мы как раз едем к твоему дедушке, подскажи нам, пожалуйста, дорогу!

Загадка: Отчего же не подсказать, подскажу, только сначала отгадайте мои загадки.

Загадки о друзьях и дружбе

1.

Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: “Ну и что же?”.
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... подружки

2.

Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже в игры без тебя я не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская... дружба

3.

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный ... друг

4.

Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... помириться

5.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья

З.: Молодцы. Вам нужно ехать прямо до самого леса.

Х.: Скажем Загадке спасибо! (дети благодарят). Отправляемся дальше. Говорим наши волшебные слова:

Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Ждут нас с нетерпением
Со сладким угощением!

2.Х.: Тпру, стой лошадка! А вот и лес, про который нам говорила Загадка. Нас и тут уже встречают! Выходит внучка Чистоговорка.

Х.: Давайте поздороваемся (дети здороваются).

Ч.:Я внучка дедушки Фольклора Чистоговорка! Я вас познакомлю с моими чистоговорками. Вы сначала прослушайте, а потом повторите за мной.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва - вот высокая трава.
Га-га-га,га-га-га - хочет Галя пирога.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку - вот подмога рыбаку.
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Че, че, че — сказ о силаче.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо - подставляй свое плечо.

Х.:Хорошие чистоговорки. А ты нам не подскажешь дорогу к твоему дедушке?

Ч.: Конечно! Езжайте до самой речки. Но смотрите, в лесу бродит медведь, будьте осторожны и берегите друг друга.

Д. и Х. благодарят Чистоговорку.

Х.: Говорим наши волшебные слова и едем дальше.

Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Ждут нас с нетерпением
Со сладким угощением!

3.Х.: Тпру, стой, лошадка! Ребята, смотрите, на пеньке лежит маска медведя. Он предлагает нам поиграть в игру “У медведя во бору”. Давайте с помощью Считалки выберем ведущего, т.е. медведя.

Считалку читает ребенок:
Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи.

(Дети играют в игру 2-3 раза)

Х.: Медведь доволен и разрешает нам ехать дальше. Произносим наши волшебные слова.

Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Ждут нас с нетерпением
Со сладким угощением!

4. Х.: Тпру, стой, лошадка. Вот она реченька! Кто же нас встречает на этот раз?

Выходит внучка дедушки Фольклора Частушка.

Ч.: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Далеко едете?

Д.: К твоему деду. Подскажи нам, пожалуйста, дорогу!

Ч.: А спойте со мной частушки, тогда укажу. (Дети поют частушки)

1.

Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из нас. Ух!

2.

Утром я ленюсь вставать,
Вечером ложиться,
Лучше в садик не пойду:
Я решил жениться! Ух!

3.

Меня девчонки обожают,
Говорят, что ростом мал!
А я в садике Викулю
Десять раз поцеловал! Ух!

 

4.

В группе нашей мальчики
Станут очень сильными,
Ну а вы подруженьки,
Будете красивыми!

5.

Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго –
Спели, как сумели!

6.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы дружба загорелась,
Надо песней помогать.

Х: хороши частушки, мы бы еще с тобой попели, но нам нужно к дедушке спешить. Куда же нам дальше ехать?

Ч.: Езжайте вот по этой дороге, тут уже совсем близко. Увидите его избу.

Д.: Спасибо!

Х.: Садимся на нашу лошадку, произносим волшебные слова:

Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Ждут нас с нетерпением
Со сладким угощением!

Х.: Тпру, лошадка! Вот и изба. А вот и сам дедушка Фольклор.

Д.: Здравствуй, дедушка Фольклор!

Д.Ф.: Здравствуйте, ребята! Как добрались?

Х.: Спасибо, хорошо! Ребята, скажите дедушке, кто нам помог его найти!

Д.: твои внучки Загадка, Чистоговорка, Частушка. А еще нам помогала наша крепкая дружба.

Ф.: Молодцы! Раз вы такие дружные, то вот вам еще одно задание. Я знаю много пословиц про дружбу. Я буду начинать пословицу, а вы продолжать. Готовы?

  • Нет друга – ищи...(а найдешь – береги).
  • Друзья познаются ... (в беде).
  • Крепкую дружбу ...(не вырубишь и топором).
  • Старый друг...(лучше новых двух).
  • Дружбу помни...(а зло забывай).
  • Друг за дружку держаться ...(ничего не бояться).
  • Не имей сто рублей...(а имей сто друзей).
  • Дерево живет корнями, ...(а человек друзьями).

Ф.: А я еще знаю много небылиц, потешек, колыбельных песен, пестушек, дразнилок, закличек. Но с ними вы познакомитесь в следующий раз. За ваше старание и за вашу дружбу вот вам от меня гостинцы (дарит призы).

Д.: Спасибо, дедушка!

Х.: Ну что, ребята, побывали мы у дедушки Фольклора. С ним очень интересно, но нам пора возвращаться домой! Садимся на свою лошадку, произносим наши волшебные слова. Говорим. До свидания.

Дети выходят из зала.