Урок литературного чтения. А.Фет «Ласточки пропали»

Разделы: Начальная школа


Раздел: Люблю природу русскую. Осень.

2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой “Литературоное чтение” .

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А.Фета “Ласточки пропали...”;

развивающая –

  • развивать образное мышление;
  • совершенствовать лексической стороны речи;
  • вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная

  • эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,
  • прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову;
  • воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на представленные портреты на доске.

- Прочитайте их имена.

- Вам знакомы они? Кто это? (Поэты, чьи стихи мы читали и учили наизусть).

- А кого называют поэтами? (Тех, кто пишет стихи).

- Вспомните, какие стихи этих авторов мы читали и учили.

  • Есть в осени первоначальной....
  • Поспевает брусника....
  • Осень наступила....

- О каком времени года эти стихи? /об осени/

- Прочитайте имя еще одного поэта.

- Как вы думаете, почему добавился еще один портрет?

- Прочитайте его имя.

- Кто догадался какова будет тема сегодняшнего урока?

Стихотворение А.А.Фета “Ласточки пропали”.

3. Проверка домашнего задания.

- А пока давайте послушаем эти замечательные стихи, подготовленные вами дома. (Дети читают стихи А.Плещеева “Осень наступила” и К.Бальмонта “Поспевает брусника”)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

- Прозвучавшие стихи похожи по настроению? Каким?

- Вам понравилось чтение всех ребят?

- Почему? Чего не хватало? (выразительности)

- Значит, уметь читать выразительно стихи не так просто.

- И у нас возникает проблема.

Проблема: Как научиться читать выразительно стихи?

- Какова тогда будет цель?

Цель: Научиться выразительно читать стихи.

- Необходимо наметить задачи:

Провести анализ стихотворения:

1) Лексическая работа (объяснить непонятные слова;

2) Определить темп (медленный, средний, быстрый);

3) Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная)

4) Сила голоса;

5) Логическое ударение (выделение главного слова;

6) Настроение

Оценивать чтение стихотворения мы будем по этим критериям:

1. Темп (медленный, средний, быстрый).

2. Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

3. Сила голоса.

4. Логическое ударение (выделение главного слова).

5. Настроение.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

- Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

- Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи) –

Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

Физкультурная пауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился в 1820 в деревне Новоселки. Отец у него был отставной военный, богатый помещик, а мать была немкой по происхождению Шарлотта Фет.Мальчик с детства много читал и получил прекрасное образование.Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.

“Это не просто поэт,а, скорее, музыкант”, - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака...

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение “Ласточки пропали”.

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

- Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

- Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям.

Презентация.

Чтение 1-й части

Дети читают 1 часть вслух.

Что представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит “пропали”? /исчезли, неожиданно потерялись/

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. (Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова “всё” (Значит, только грачи летали.)

- С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит “мелькала”? (Работа со словарём) (Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово “вон”?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения.

Теперь нужно подготовить выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

1. Темп (медленный, средний, быстрый).

2. Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

3. Сила голоса.

4. Логическое ударение (выделение главного слова).

5. Настроение.

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2-й части

Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Что услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор? (замирание природы)

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

Что услышали? (Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? (Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3-й части

Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят? (Слайд)

Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает.

Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова “раскричавшись”, необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется (Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п). (Слайд)

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

Какой была осень в стихотворении “Ласточки пропали...”

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

- Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А.Фета “Ласточки пропали”

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- Вы читали одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному.

- Вспомните, какова была цель нашего урока?

- Мы достигли ее?

- Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе (дома).

8. Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- Схожа ли картина осени в стихотворении А.Фета с картинами осени в стихах А.Плещеева и К.Бальмонта.

Докажите.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение А.Фета “Ласточки пропали...” наизусть.
  2. Проиллюстрировать стихотворение
  3. Узнать, как заканчивается стихотворение А.Фета