НОД "Народы Самарской области"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интегрируемые образовательные области: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”

Задачи:

  • Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине. Продолжать знакомить детей с одеждой народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
  • Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания слайдов, иллюстраций о народах, населяющих Самарскую губернию.
  • Расширять словарный запас детей словами: гимн, область, губерния, народ. Использовать в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
  • Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
  • Называть блюда народов Самарской области. Определять – к какой национальной кухне они относятся. Находить лишнее и обосновывать свой выбор.
  • Развивать патриотические чувства посредством художественного слова. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Способствовать стабилизации психологического состояния детей посредством подбора индивидуального цветного фона, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
  • Тренировать навык выкладывания силуэтов предметов из счетных палочек.
  • Знакомить детей с национальным мордовским блюдом и способом его приготовления.
  • Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение детей подбирать народные костюмы по мотивам народного декоративного орнамента.
  • Упражнять детей в лепке способом “налепа” на картон.
  • Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • Практические: работа с разноцветными лентами – дорожками, слушание музыки, электронная игра, работа с раздаточными картинками, подвижные народные игры, рисование пластилином;
  • Наглядные: демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию;
  • Словесные: беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, ответы на вопросы; рассуждения; формулировка выводов, демонстрация гимна Самарской области

Материалы и оборудование:

Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (русские, татарские, мордовские, чувашские); пуфики, силуэты домой из геометрических фигур, цветные поля, диск с гимном Самарской области, ингредиенты для приготовления “Кулаги” - ржаной солод, ржаная мука, ягоды, горшочек керамический, ложечки по количеству детей, листы цветного картона по количеству детей, пластилин, стеки, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза “Ручеёк”. Подвижная игра “Бои петухов”
Игровая Игра “Разноцветные дорожки”. Игра (ИКТ) “Четвертый лишний”
Конструирование Выкладывание силуэтов домов из геометрических фигур, на цветном поле
Изобразительная Изготовление костюма налепом пластилина на картон, приготовление “Кулаги”
Познавательно-исследовательская Просмотр слайдов о народных костюмах, рассказ педагога о национальностях, населяющих нашу губернию, счет в пределах 10
Коммуникативная Чтение стихотворения о нашем крае, ответы на вопросы, рассуждения, подбор прилагательных к словам “дома”
Музыкальная Слушание гимна Самарской губернии

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Предлагает детям выбрать цветную дорожку, соответствующую настроению, и пройти по ней, объяснить свой выбор. Выслушивает ответы.

Сворачивают разноцветные дорожки. Объясняют свой выбор. Слушают гимн. Проявляют интерес к познавательной ситуации.
2 Предлагает послушать гимн Самарской области. Объясняет, что гимн слушают стоя: его исполняют в особо торжественных случаях, например, награждают спортсменов. Слушают гимн стоя. Испытывают чувство патриотизма и гордости за свою область
3 Объясняет детям: чтобы стать настоящими гражданами своей маленькой Родины (области), надо любить, гордиться ею и много знать о ней. Предлагает прослушать стихотворение:

Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.

Отмечает, что в Самарской области живет очень много народов, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, песни, пляски, свои игры, свои национальные блюда и костюмы. Предлагает прослушать отрывки из нескольких музыкальных произведений.

Слушают стихотворение. Прослушивают отрывки из народных произведений. Проявляют уважение к народам, проживающим в Самарской области. Выражают патриотические чувства. Слушают стихотворение.
4 Отмечает, что все народы Самарской губернии имеют свои – особенные дома. Предлагает пройти на пуфики рассмотреть дома на презентации, а затем выложить изображения (дом) по образцу из геометрических фигур на цветном поле. При этом помогает подбирать прилагательные к слову “дом” (деревянный, саманный – глиняный, высокий, низкий и т.д.) Просматривают слайды. Выкладывают силуэты различных по размеру дома и подбирают прилагательные Рассматривают слайды. Делятся впечатлениями. Подбирают прилагательные к существительным. Ориентируются на плоскости листа. Называют геометрические фигуры.
5 Предлагает посмотреть слайдовую презентацию о народах Самарской губернии, их традиционных жилищах, национальной кухне и костюмах. Составить предложения о наиболее понравившемся народном костюме (РУССКИЕ):

 

 

Рассматривают слайды, называют национальности (русские, татары, чуваши, мордва и пр.), отвечают на вопросы, составляют предложения о костюмах. Составляют связные высказывания. Объясняют значение патриотических чувств. Ориентируются в этносе родного края, национальности народов, населяющих родной край.
6 Проводит русскую народную игру “Ручеек”. Выполняют соответствующие слова движения. Знакомятся с русской народной игрой. Проявляют двигательную активность. Выполняют правила игры.
7 Проводит упражнение “Что где?”. Предлагает рассмотреть картину с изображением интерьера татарской избы и составить предложение по ней, ответив на вопрос “Что где находится?”

Рассматривают картину и составляют предложения по ней, находя местоположение предметов интерьера на листе бумаги Используют в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
6 Проводит дидактическую игру “Посчитаем”. Показывает предмет и карточку с цифрой, дети считают. Считают предметы, изображенные в избе до 10 (самовар, стол, стул, половик и т.д.) Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
7 Проводит электронную игру “Четвертый лишний”. Предлагает из нескольких блюд выбрать одно и объяснить – почему оно лишнее.

Рассуждают. Отвечают на вопросы. Называют блюда. Определяют – к какой национальной кухне они относятся. Находят лишнее.
8 Педагог предлагает детям приготовить мордовское национальное блюдо “Кулага”. Дети участвуют в приготовлении блюда. Знакомятся с составом блюда. Изучают способ приготовления. Соблюдают рецептуру. Правильно надевают фартуки. Следят за техникой безопасности.
9 Предлагает поиграть в чувашскую народную игру “Бои петухов” Играют в игру. Развивают сюжет игры. Выполняют взятые на себя роли.
10 Обращает внимание на листы картона на столах и предлагает изготовить костюм методом налепа пластилина на картон. Называют костюм, который они хотят создать с помощью налепа пластилина на картон Ориентируются на листе картона. Изображают мебель.
11 Предлагает устроить выставку работ и посмотреть, какие работы получились. Выбрать самые интересные. Подписать все работы и пригласить вечером родителей посмотреть на искусство своих детей. Выбирают понравившиеся работы. Поясняют свой выбор. Оценивают свои работы и работы сверстников. Рассказывают о бережном отношении к национальным костюмам.