Урок биологии на тему "Злаки. Кукуруза". 7-й класс

Разделы: Биология, Коррекционная педагогика

Класс: 7


Класс: 7

Программа: программы обучения под редакцией В.В. Воронковой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. Москва: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 2011.

Учебник: Клепинина З.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс учеб.для спец.(коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ З.А. Клепинина. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил.

Цель урока: учить выделять общие и отличительные особенности внешнего строения злаковых растений (кукуруза).

Задачи урока:

  • Образовательная: объяснить значение особенностей внешнего строения, биологических требований при выращивании кукурузы и рассказать об использовании кукурузы в народном хозяйстве.
  • Развивающая: развивать мышление и память.
  • Коррекционная: корригировать навык работы с иллюстративным материалом.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению злаковых растений.

Наглядность: иллюстративный и раздаточный материал.

Речевой материал: початок, силос.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Постановка темы и цели урока

Какой раздел изучаем? Злаковые

О каких злаковых растениях мы уже узнали? Пшеница, овес, ячмень

Отгадайте загадку и скажите тему нашего урока

Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней. Я ... кукуруза

- Назовите тему урока.

После того как дети отгадали загадку, без использования подсказки, на доску вывешивается плакат кукурузы (Приложение 1)

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Цель нашего урока научиться выделять особенности внешнего строения кукурузы.

На уроке вы будете работать индивидуально и в парах, работать с учебником, с карточками, решать ребусы, кроссворды.

Для того чтобы начать изучать новый материал, нам нужно повторить домашнее задание.

2. Повторение ранее изученного материала

Вы сказали, мы изучаем Злаковые растения, а какой группе растений они относятся однодольные или двудольные? Однодольные

О каких злаковых растениях мы уже узнали? Пшеница, овес, ячмень

Откройте тетради и сравним внешнее строение этих растений.

  1. Какая корневая система у этих растений? Мочковатая корневая система
  2. Какие особенности в строение стебля? Стебель этих растений пустой внутри
  3. Как называется этот стебель? Соломина.
  4. Какие листья и жилкование у Злаковых растений? Листья длинные, узкие с параллельным жилкованием.
  5. Какое строение цветка? Строение цветка 3 чешуйки, 3 тычинки и 1 пестик
  6. Назовите плод. Зерновка с 1 семядолей.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом учебника и использованием индивидуальных карточек

Перед вами на партах лежат карточки “Злаки: кукуруза” В этих карточках вы должны записать биологические особенности выращивания кукурузы, внешнего строения и использование в народном хозяйстве. (Приложение 2)

Открываем учебнике на странице 101, находим слово кукуруза выделенное жирным шрифтом. Начинаем читать. Кукуруза травянистое, однолетнее, светолюбивое, теплолюбивое растение.

Как вы считаете, в какую графу мы запишем? Биологические особенности выращивания

2. Работа с таблицей “Внешнее строение кукурузы” (Приложение 1)

1 А теперь поработаем с таблицей, план работы смотрим в таблице.

Первый пункт – корневая система. Какая корневая система у кукурузы?

Записываем в таблицу - мочковатая корневая система

Кукуруза имеет хорошо развитую мочковатую корневую систему, проникающую на глубину 100—150 см. На нижних узлах стебля могут образовываться воздушные опорные корни, предохраняющие стебель от падения и снабжающие растение водой и питательными веществами.

Как вы думаете стебель у кукурузы внутри пустой? Нет.

Правильно, стебель у кукурузы внутри заполнен сердцевиной.

Что еще можно сказать про стебель кукурузы. Прямостоячий.

Записываем в таблицу – прямостоячий стебель заполненный сердцевиной.

Какие листья?

Крупные, широкие, линейные, параллельное жилкование.

Листья крупные, линейные, до 10 см шириной и 1 м длиной. Их число от 8 до 42, с параллельным жилкованием.

Записываем в строчку про листья - крупные, широкие, линейные, параллельное жилкование.

Далее, что вы можете сказать про соцветия?

У кукурузы соцветие метелка

Верно, но у кукурузы два соцветия. Одно находится на верхушке стебля – это метелка. А у основания листьев расположено другое соцветие – початок. На каждом растении обычно 1—2 початка. Длина початка от 4 до 50 см, масса от 30 до 500 граммов.

Какой плод у кукурузы? Плод – зерновка.

Плод - зерновка, обычно голая. Форма зерновок кукурузы округлые, плотно прижаты друг к другу и расположены на стержне початка вертикальными рядами. В початке образуется в среднем от 200 до 600 зерен. В зависимости от сорта зерновки кукурузы имеют различную окраску - белую, кремовую, желтую, оранжевую, красную.

Итог: что отличительного во внешнем строении у кукурузы от других злаковых растениях?

Стебель заполнен внутри сердцевиной. Листья широкие. Соцветия початок и метелка

3. Работа с презентацией “Использование в народном хозяйстве” (Презентация)

Демонстрация слайдов, учащиеся называют и записывают в соответствующие строки.

  • Свежие или вареные початки
  • Консервированная кукуруза
  • Кукурузная крупа
  • Кукурузная мука
  • Зерна кукурузы для попкорна
  • Уборка кукурузы
  • Силос

Итог: для чего выращивают кукурузу? Для получения продуктов питания и корма для животных

IV. Закрепление изученного материала. (Приложение 3)

Работа с раздаточным материалом – кроссворды, ребусы. Кроссворды выполняются индивидуально, а ребусы – в парах. Проверка выполняется только ребусов. От каждой пары выступает один ученик.

V. Итог урока

Фронтальный опрос

  • Назовите тему нашего урока? Кукуруза – злаковое однодольное растение
  • Назовите цель нашего урока - научиться выделять общие и отличительные особенности внешнего строения злаковых растений (кукуруза)
  • Назовите отличительные признаки кукурузы от других злаковых растений? Соцветия, стебель.

Комментирование и выставление оценок

Учащиеся для выставления оценки учителем используют свои листы самооценки с подсчитанным количеством баллов за каждое занятие.

Домашнее задание:

  • Найти в Интернет информацию – откуда и когда появилась кукуруза в России.
  • Решить кроссворды (Приложение 4).
  • Читать текст учебника стр. 107–108