Внеурочное занятие "По правилам этикета". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ход занятия

Учитель:

Доброе утро всем, кто проснулся,
Всем, кто себе и другим улыбнулся.
Тем, кто под боком, и тем, кто вдали.
Доброе утро, все люди земли!
Доброго дня пожелайте друг другу.
Радость добра передайте по кругу.
Радостью всех заразите, теплом –
Станем для ближнего светлым лучом.
Вечером добрым пусть день завершится.
Всё, что от Бога, пусть состоится!

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.

- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Физ. минутка про солнышко: (на доске картинка – плакат с изображением солнца)

Свет солнца в ладони возьму,
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.

Учитель:

- Сегодня, ребята, мы начинаем наши занятия по этикету. Давайте вспомним, что такое этикет?

Дети высказывают свои определения этикета.

Учитель:

А вот, ребята, нам сегодня подготовили стихотворение про этикет. Давайте его послушаем. (Заранее подготовленный ребёнок читает стихотворение.)

Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.

Учитель: (обобщает)

- Таким образом, это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми. Как вы думаете, нужны ли такие общие правила? И почему?

Дети: ДА. Дети высказывают свои мнения.

Учитель: (обобщает)

- Верно. Эти правила помогают людям разумно и красиво оформить своё поведение, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.

Учитель:

Как вы думаете, это простые или сложные правила?

Дети: Простые.

Учитель:

- А почему они должны быть простыми?

Дети: Да, чтобы их легко и приятно было выполнять.

Учитель:

- Я с вами согласна. Но для этого эти правила надо ещё и знать. Какие правила этикета вы знаете?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель: (обобщает)

- Да, каждый должен быть опрятным, аккуратным, чтобы с ним было приятно другим. Он должен быть вежливым, чтобы никто с ним не испытывал чувства неловкости. Точным, чтобы его никто не ждал. А ещё он должен быть верным своему слову, чтобы никого не подводить.

На доске записано высказывание:

Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей
ставит в неловкое положение.
Джонатан Свифт.

Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

- Как можно назвать человека, который всегда следует правилам этикета?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель: (обобщает)

- Верно, это воспитанный человек. А вот в 16 веке такой человек назывался Вежей.

Вежа – знаток правил поведения. И вот сегодня Вежа пожаловал к нам на наше занятие.

(В класс приходит ученик старших классов, который изображает Вежу).

Он обращается к детям с предложением научить их этикету и приглашает их пройти по лабиринту этикетных правил.

(На доске открывается красочный рисунок со следующими закоулками лабиринта: )

- Вот это стул, на нём сидят,

- Вот это стол, за ним сидят,

- Вот школа, дом, где мы живём,

- Вот магазин, куда идём,

- Дорога, транспорт, пеший путь,

- Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

(Закоулки лабиринта соответственно оформлены. Там есть кармашки с карточками – заданиями, вопросами, загадками, пословицами, нарисованными дверцами.)

Вежа:

- Ребята, прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что зайти в него легко, а выйти можно, только овладев правилами. Каждый закоулок имеет потайную дверцу, которая выпустит того, кто всё усвоил, выполнил задания или отгадал загадки. Ну как, решимся зайти в лабиринт? Не страшно?

Дети: ДА

Вежа:

- Тогда, в добрый путь! Ну что ж, открываем первую дверцу и входим в лабиринт.

Смотрите, какая непростая извилистая дорога. Наверное, это потому, что не сразу можно овладеть правилами этикета, а надо приложить старания, закрепить полученные умения. А вот и первая остановка: стул.

Попробуем разобрать, что здесь написано.

(На доске надпись: “Вот это стул, на нём сидят.” )

Учитель:

- Интересно, ребята, а много ли нам надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле?

Дети высказывают свои мнения.

Вежа:

- На самом деле, дети, этих правил много. Давайте их узнаем. Очень важно правильно сначала зайти в помещение, где ты собираешься затем сесть на стул. А вот и задания в нашем лабиринте.

Дети по желанию вынимают карточки-задания:

1. Надо обязательно пропустить вперёд девочку, женщину или старшего, если они окажутся рядом. Причём делать это надо приветливо, с улыбкой.

Далее детям предлагаются практические упражнения.

Вежа:

- Давайте мы попробуем.

2. На карточке надпись: Постарайтесь правильно войти в школу, а в школе в раздевалку, класс, столовую.

Вежа:

- Как надо входить?

Дети высказывают свои мнения.

Вежа:

- Всегда ли мы помним, что входить надо спокойно, не мешая другим, что, войдя в класс, важно со всеми поздороваться, а войдя в столовую, не бежать вперёд?

- Потренируемся, как это надо делать, чтобы всегда поступать по правилам этикета.

3. На карточке надпись: Вы пришли в гости. Звучит приглашение: “Прошу к столу”. Как вы займёте свои места?

Дети высказывают свои мнения.

Вежа:

- Мальчик пропускает девочку вперёд, она, подойдя к столу, ждёт, пока он, подойдя

следом отодвинет стул. Когда она окажется на своём месте за столом, мальчик подвигает стул, чтобы ей было удобнее сесть. Только после этого он занимает своё место.

Дети должны хорошо потренироваться, чтобы получалось красиво и правильно.

Учитель:

- Ну как, Вежа, остался ли ты, доволен? Получается ли у ребят садиться по правилам этикета?

Вежа:

- Да. Ребята молодцы. У них всё здорово получается. Но у меня есть ещё задание.

4. На карточке надпись: Как надо сидеть на стуле? Как сидеть на стуле за столом?

Дети высказывают свои мнения.

Вежа:

- На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги. Они должны быть вместе.

- Ну, что, ребята. Мы справились вместе с заданиями. И, пожалуй, нам можно уже вернуться. Дверца сейчас откроется...... Но перед тем, как выйти, нужно открыть замочек.

(Замочек – это ещё одна карточка с пословицей, которую дети читают.)

Дети: Уважая человека – уважаешь себя.

Учитель:

- Видите, ребята, какая мудрая и верная мысль. Это главная мысль нашего занятия.

- Хотите ли вы побывать в лабиринте ещё раз?

Дети: Да

Тогда давайте попросим Вежу на следующее занятие опять открыть нам дверцу лабиринта. Хорошо?