Открытое экологическое занятие по экспериметнально-опытнической деятельности в старшей группе "Путешествие Капельки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о круговороте воды в природе, о состояниях воды.
  • Учить проводить опыты с водой.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  • Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе.
  • Обогащать словарный запас детей по теме занятия.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: изображение капельки, тазики с водой, стекло, картина круговорота воды в природе, электрический чайник.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за водой, облаками, снегом, льдом.
  • Чтение художественной литературы о воде.
  • Дидактическая игра “Путешествие капельки”.
  • Инструктаж по технике безопасности.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, которую я вам сейчас загадаю, вы сможете узнать о чем пойдет речь на нашем занятии:

Она и в озере, и в лужице,
Она сежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в кране, и в реке бежит. (ВОДА).

Речь о воде. Узнаем много нового, а также повторим то, что знаем.

На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

Дети называют (моря, океаны, реки, озера, ручьи, родники, болота, пруды).

Воспитатель: вы правильно все назвали, посмотрите на доску, многие названные водоемы есть у нас на доске на иллюстрациях.

Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах и реках?

Ответы детей: (в морях и океанах она соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах вода пресная, после очистки ее используют для питья).

Воспитатель: Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистительных станций). Наш город большой, воды ему надо много, поэтому из рек мы тоже берем много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

(Приходит Капелька).

Капелька: Здравствуйте, ребята! А я к вам в гости! Это вы хотите все знать о воде?

Дети: Да!

Капелька: Ну, что ж! Тогда нам необходимо превратиться в капелек и отправиться в путешествие! А для этого необходимо произнести волшебное заклинание:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, я плыву,
Я стеклянной быть могу!

Отправляемся в путешествие!

Воспитатель: Посмотрите на карту, на ней изображено путешествие капельки (круговорот воды). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода состоит из множества таких капелек. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте опустим руки в воду, посмотрим как вода переливается.

- У воды есть цвет? (нет).

- Давайте понюхаем, есть запах? (нет).

- У воды есть вкус? (нет).

- Попереливайте воду из ладошки в ладошку. Она что делает? (течет). Какая она? (жидкая).

Это первое состояние воды, она бывает жидкой.

Вытирайте ручки.

Воспитатель: Вот так капельки-сестрички играли, резвились, но солнце светит ярко, пригревает, и они по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легкие, они летят все выше, выше. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет). А вы приготовили ушки и глазки? Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (бульканье, вода кипит).

- Дети, вы что-нибудь увидели? (идет пар).

Это второе состояние воды, при нагревании она превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет)

- У пара есть запах? (нет)

Воспитатель: Так маленькие капельки нагрелись, превратились в пар, полетели высоко в небо вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются снова вместе. Так получаются… сами догадайтесь, я загадаю загадку.

Белая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей! (туча)

Хороводная игра “Белая туча”.

Туча белая плывет,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Лес полила, огород.
(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. “поливают”, как из лейки, сначала правой, затем левой рукой)
Дождь идет, и туча тает,
Потихоньку исчезает.
(Отходят назад, поочередно помахивая кистями пальцев рук, постепенно опускают руки вниз)
Радуга, как - будто мост,
Над землей повисла.
(Немного приседая, а затем выпрямляя ноги, “рисуют” в воздухе радугу слева направо, двумя руками)
Напились деревья, травы
(Подносят ко рту ладони рук, сложенные ковшиком)
И умылись чисто.
(Имитируют движения (“моют лицо”, не дотрагиваясь до него))

Воспитатель: Давайте проведем опыт. К кипящему чайнику подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание секла (облако), затем стекло убирается от горлышка и дети наблюдают как стекло остывает, и падают капли.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а зимой? Все то же самое, только вместо капелек-дождинок, капельки-снежинки или капельки-льдинки. Я принесла кусочки льда, давайте посмотрим, на самом ли деле лед – это тоже вода. Зажмите кусочек льда к ладошке и посмотрите, что с ним будет происходить. (лед тает). Вода может превращаться в лед , когда холодно. Это третье состояние воды - твердое.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним наше путешествие с самого начала. Наша капелька побывала кем? (капелькой, паринкой, дождинкой, льдинкой). Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называют “круговорот воды”. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на землю.

Стихотворение о круговороте воды.

Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем. 

Воспитатель: Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? (ответы детей)

Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов. Много воды идет в производство. Водяные богатства нужно беречь и охранять.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде? Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки!

Дети загадывают загадки.

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется.
(Река)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Берега реки)

Летом в зной
Угостит водой ледяной.
(Родник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Нам пора прощаться с капелькой, а Капелька приготовила вам небольшие подарки.

Капелька: Ребята, я хочу подарить вам маленькие капельки, чтобы вы помнили о нашем путешествии и старались беречь воду! А мне пора, меня ждут мои сестрички-капельки. До свидания, ребята!

Список литературы:

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Москва, 2005.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.:
  3. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей “Чудо – всюду” - Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  4. Бондаренко Т.М. Экологическое занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, издательская программа “Педагогика нового времени” Воронеж, 2006.