Урок литературного чтения на тему "И.А.Бунин "Листопад" (отрывок). Картина осени в стихотворении". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • создать условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности;
  • содействовать развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения, привития интереса к предмету.

Педагогические задачи:

  • формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности;
  • обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка;
  • пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты (предметные):

  • читать стихотворение с соблюдением норм литературного произношения.
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • уметь работать в паре (планировать работу, оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • производить самооценку деятельности .

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • Личностные: формирование эстетических потребностей, мотивация бережного отношения к духовным ценностям; формирование чувства понимания и любви к живой природе.
  • Регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; приобретение умения выражать своё позитивное отношение к прочитанному.
  • Познавательные: выделение существенной информации, выявление выразительных средств языка.
  • Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах; умение осуществлять самоконтроль.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.

Технологии: технология деятельностного подхода к обучению, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте улыбнёмся друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной работы себе и нашим гостям. Старайтесь работать на уроке активно, потому что оценивать себя на уроке вы будете сами (у каждого ученика оценочный лист).

II. Мотивация к учебной деятельности

- Завьюжило, закружило за окном. Самое непредсказуемое время года прощается с нами. Мне приятно вспоминать мгновения проходящей осени, и нас сегодня есть возможность повернуть время вспять

III. Дыхательная гимнастика (Приложение 1 Слайд 1)

Все клёны стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница!

Перед вами текст скороговорки.

- Прочитайте шёпотом:

- О каком периоде осени говорится в скороговорке? Какое настроение у вас возникло?

- А теперь читаем ещё раз, поддерживая радостное настроение.

- Вдохнули глубоко, на выдохе произносим скороговорку.

- Произнесите скороговорку громко, чётко выговаривая все звуки.

IV. Актуализация знаний.

- Осень – это время, которое вдохновляет художников, поэтов, композиторов. Они изображают красоту осени доступными им средствами: красками, художественными образами, звуками ... И многие из вас вдохновились на создание шедевров – осенних пейзажей к прочитанным стихотворениям об осени.

- Послушайте: это звучит музыка П.И.Чайковского...

(Слайды: рисунки детей) (Приложение 2)

- Ребята, не возникло ли у вас желания прочитать стихи об осени?

Вы подготовили прекрасные работы, отражающие многообразные лики осени, вспомнили стихотворные строки об этом удивительном времени года. Сегодня мы продолжим разговор об осени.

- Я приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чему поучиться у него. Вот его портрет. Кто это? (Портрет И.А.Бунина).

- Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?

- Верно вы подметили: перед нами умный, интеллигентный человек с проницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он?

- В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которые исследовали биографию И.А.Бунина. Предоставляем им слово.

1 ученик: Информацию об Иване Алексеевиче Бунине мы нашли в энциклопедии и в специальных литературных статьях, посвященных его творчеству. Помощь в оформлении выставки его книг оказала Марина Михайловна, библиотекарь школы.

2 ученик: Родился Иван Алексеевич Бунин в конце 19 века в обедневшей дворянской семье. Вы видите на слайде улицу в городе Воронеже, на которой жила семья (фото). Позднее Бунины переехали из города в деревню. В деревне Ивану очень нравилось. Он писал, что здесь он в полной мере ощутил прелесть родной земли, её запахи, звуки, краски...

3 ученик: Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение, которое сразу же получило высокую оценку в литературных кругах. Бунин писал не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Они печатались в литературных журналах, отдельных сборниках. Вы видите их на фотографии. За сборник стихотворений “Листопад” Бунин получил Пушкинскую премию.

4 ученик: Кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл “бродником” от слова “бродить”. Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке. В 1920 году ему пришлось вместе с женой покинуть Россию навсегда и уехать за границу. По оставленной родине Иван Алексеевич тосковал всю жизнь.

5 ученик: В возрасте 63 лет Иван Алексеевич первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии- высшей награды за выдающиеся литературные произведения. (фото ).

- Спасибо, ребята. Поставьте себе оценку за подготовку творческого домашнего задания.

- Вы видите на книжной выставке сборники лирических произведений И.А. Бунина, его прозаические произведения - с ними вы познакомитесь в старших классах. Очень приятно брать в руки книги, которые уже доставили радость многим читателям. Советую чаще посещать библиотеку, читать произведения известных авторов.

- Сложную, но достойную жизнь прожил Иван Алексеевич Бунин. Он оставил нам в наследство своё видение мира – свои произведения. Название одного из них вам надо расшифровать. (Картинка-ребус)

V. Постановка целей и задач.

- С каким произведением познакомимся? Определите тему урока.

(Со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”)

- Верно.

- Какую цель поставим перед собой? Что будем делать на уроке? (Исследуем текст стихотворения, будем наблюдать и анализировать художественные средства, выразительно читать стихотворение).

- В конце урока мы с вами дадим ответ на важный вопрос :

- Что даёт нам поэзия?

- А сейчас немного отдохнём.

VI. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон,
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Ветер сильно клён качает
И листочки обрывает.
Листья жёлтые летят,
И кружат, кружат, кружат.
Ветерочек наш стихает
И листочки опускает.
Ими землю устилает.

Совместное открытие новых знаний

- Послушайте внимательно текст и постарайтесь представить картины осеннего леса.

(Видео-аудио запись с чтением стихотворения. )

- Вы внимательно слушали. Какие чувства возникли после слушания?

- Посоветуйтесь друг с другом, скажите одним словом, какую Бунинскую осень вы представили?( Один человек из пары отвечает)

Первичное закрепление. Работа в парах

- Прочитайте стихотворение друг другу по четыре строки.

а) - В стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. (1 вариант) В конверте №2 на карточках записаны значения этих слов. Соотнесите слово с его лексическим значением. (2 вариант)

(Проверка на экране) (Приложение 1)

- Какое слово требует особого внимания? (терем). Что вы знаете о тереме?

- Что скажет Консультант? ( Слово терем в Толковом словаре Ожегова объясняется так: терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.) (слайд)

б) Какие цвета встретились в тексте. Проверьте соответствие цвета вашему представлению о нем. (слайд)

Включение в систему знаний и повторений

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, на сколько частей можно его разделить. Как разделите произведение? (На две части по настроению: весёлое и немного грустное)

- Посовещайтесь друг с другом, где граница этих частей?

- Распределитесь, кто хочет прочитать первую (вторую) части? (Чтение в паре)

Анализ первой части отрывка

- С чем сравнивает поэт лес? Найдите и зачитайте этот отрывок.

-Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем?

- Что представляют собой стены лесного терема? (деревья)

- С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

- Что автор пишет о ёлочках? На что похожи ёлочки? (на вышки-башни терема)

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для стен своего терема? (клёны)

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в нем? (окон)

- Прочитайте, как выглядят окна терема?

- Какой запах ощущается в тереме?

- Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Какие художественные средства использовал автор, чтобы нарисовать образ леса-терема? (сравнения, эпитеты)

- Какие эпитеты использует для этого автор? Назовите сравнения.

- С какой целью употребляет их автор?

- Поставьте себе оценку за работу на этом этапе.

Зрительная физкультминутка (Приложение 3)

Представим себе на мгновение, что нас пригласили в этот лес-терем. Полюбуемся листопадом.... (Гимнастика для глаз “Листопад”)

Самостоятельное применение знаний. Анализ 2 части отрывка

- Кто хозяйка пёстрого терема? (Осень) С каким настроением Осень вступает в свои владения? (с грустным)

- Какие картины видит она перед собой?

  • Сегодня на пустой поляне... (Словесное рисование)
  • Сегодня целый день играет.... (Словесное рисование)
  • Сегодня так светло кругом... (Словесное рисование)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Найдите слово, которое повторяется несколько раз.(Сегодня)

- Что хотел показать этим повтором автор? (все быстротечно, все мимолетно, и дни, годы, уже надо именно сегодня ценить и видеть красоту, что вся эта красота скоро закончится)

- Тихо в осеннем лесу. Слышится только шелест листьев.

- Найдите слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика? "молчанье" – [ч ]; "вышине" –[ ш] ; "можно" – [ ж] ; "тишине" – [ ш ]; "расслышать" – [ ш] ;"шуршанье" – [ш]

Этот прием называется звукопись, он позволяет услышать и ярче представить какой то образ. 

- Оцените себя.

Практическое применение знаний

- Мы переходим к самому интересному в нашей Литературной гостиной – к актерской работе над стихотворением. Что это значит? (будем выразительно читать)

- Обратите внимание на начальные и конечные строки отрывка. Что заметили?

- Бунин заканчивает отрывок стихотворения почти теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале и эти слова, как рамка к картине, нарисованной поэтом.

- У вас на столах памятки-помощницы при работе над выразительным чтением стихотворения. А также словарь настроения. (Приложение 4)

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?( Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.)

- Кто желает прочитать стихотворение ? (два ученика по частям)

- В Литературной гостиной принято дарить подарки. Двое ребят нашего класса захотели выучить стихотворение наизусть и показать свои актерские умения. Послушаем их.

- Оцените себя.

Подведение итогов.

- Вспомните цель, которую ставили в начале урока. Мы её достигли?

- Выполни ли мы задачи, которые были поставлены?

- Оцените свою активность на уроке и выведите итоговую оценку.

- В начале занятия мы задавали себе важный вопрос: Что даёт нам поэзия? (Ответы)

-Уметь подмечать интересные мгновения жизни, уметь радоваться каждому мгновению жизни –это великое искусство. Нам надо учиться этому. И.А. Бунин говорил о своем творчестве так: (слайд)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия!

Рефлексия

- Для кого наш урок был полезен? Какие новые знания, мысли вы получили? Пригодится ли вам в жизни информация, полученная на уроке?

Информация о домашнем задании

Задание по выбору: выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду стихотворения.

- Желаю вам во всех ситуациях уметь радоваться жизни, ценить её каждое мгновение. Спасибо за работу на уроке.