Тема урока: «Баскетбол»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Повторения умений, знаний и способов деятельности игры в баскетбол

Класс: 9, предмет: физическая культура

Форма урока: комплексное использование парной, командной, индивидуальной и фронтальной работы учащихся, работы в группах.

Средства обучения: баскетбольные мячи, таблицы по технике работы с мячом, свисток, площадка с разметками.

Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной, здоровье сберегающей технологий, технологии дифференцированного физкультурного образования, деятельностного подхода в обучении создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся:

  • в предметной области: знать технику передачи и ведения мяча в движении с развитием быстроты, “отрыва”; со сменой направления и скорости в условиях противоборства; броска по кольцу одной и двумя руками от головы на два счета в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств, знать технику безопасности (ТБ);
  • уметь: в разминке и в процессе игры осознанно применять технику передачи и ведения мяча в движении с развитием быстроты, “отрыва”; со сменой направления и скорости в условиях противоборства; броска по кольцу одной и двумя руками от головы на два счета в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств;
  • в области информационных технологий: работать с инструкцией, таблицами, правилами ТБ, преобразовывать информацию из одного вида в другой в процессе коммуникативного взаимодействия с учителем и одноклассниками, самостоятельно анализировать, обрабатывать, преобразовывать и передавать информацию, проявлять дисциплинированность, коллективизм. Формировать чувство соперничества, уделять внимание популяризации баскетбола среди подрастающего поколения;
  • в проектно-аналитической деятельности: анализировать, обобщать и делать выводы, связно излагать свои мысли; формулировать цели своей учебной деятельности, планировать способы решения учебных задач; самостоятельно строить свою работу, оценивать личные достижения в соответствии с установленными нормативами; осуществлять коррекцию учебно-познавательной деятельности;
  • в исследовательской деятельности: ставить цели, определять средства деятельности; проводить рефлексию - соотнесение личных достижений с поставленной целью; анализировать, развивать стремление к познанию; планировать и осуществлять представление результатов работы, развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, ловкость, активность при освоении техники передачи и ведения мяча;
  • в плане продолжения образования и самообразования: осознавать необходимость дополнительных знаний для формирования устойчивой потребности здорового образа жизни, формировать навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, способности к осуществлению самоконтроля и коррекции, выполнения пульсометрии физической нагрузки, отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков:

  • проблемная постановка вопросов, преобразование информации из одной формы в другую. Планирование и обсуждение учебных задач при освоении техники ведения и передачи мяча. Коммуникативное взаимодействие с учителем при выполнении индивидуальных заданий, фронтальных и групповых упражнений (познавательные, коммуникативные УУД).

Игровые приемы и организация соперничества при выполнении, как общих заданий разминки, так и специальных техник при работе с мячом. Обучение пульсометрии физической нагрузки, элементам самоконтроля, коррекции, рефлексии (регулятивные, личностные УУД).

п/п Названия современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1 Технология дифференцированного физкультурного образования Актуализация ведущих способов и действий.

Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

Контроль и самоконтроль. Коррекция

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия

2 Элементы игровой технологии. Восприятие образца применения знаний
3 Элементы технологии обучения в сотрудничестве(командная, групповая, парная работа) Восприятие образца применения знаний. Контроль и самоконтроль

Подведение итогов учебного занятия

4 Личностно-ориентированная технология Восприятие образца применения знаний

Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия

5 Здоровье сберегающая технология Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

Контроль и самоконтроль

6 Элементы информационно-коммуникативной технологии Организационный этап

Восприятие образца применения знаний

Информация о домашнем задании

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
1. Организационный этап - 4 мин.

Цель: создать позитивный эмоциональный настрой учеников на урок.

Элементы информационно-коммуникативной технологии. Организует построение, сдачу рапорта, измерение пульса. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Обращает внимание на форму одежды, самочувствие. Акцентирует внимание учащихся на выполнении задач урока. Проводит инструктаж по ТБ. Строятся в одну шеренгу. Физорг сдает рапорт. Включаются в деловой ритм. Весь класс во фронтальном режиме слушает задачи урока, инструктаж по ТБ, измеряют пульс. Совместно с учителем планируют способы решения поставленных задач. Регулятивные УУД: формируется умение учащихся планировать физические нагрузки в соответствии со здоровьем, умение сосредоточиться и планировать способы решения задач урока.
2. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания - 4 мин.

Цель: Закрепить ранее приобретённые знания, умения и навыки учащихся по изучаемой теме и по ТБ.

Технология дифференцированного физкультурного образования. Организует фронтальную пропедевтическую разминку мышечных групп перед основной частью урока,

Задает проблемные вопросы при проверке техники владения баскетбольным мячом, контролирует выполнение правил ТБ при работе с мячами.

Выполняют пропедевтическую разминку: ходьба на носках, руки на пояс; на пятках, руки за головой; на внешней стороне ступни, руки в стороны; бег правым и левым боком, руки перед грудью; с поворотами на 360о; ускорением, прыжками под кольцами, медленный бег. В индивидуальном порядке отвечают на проблемные вопросы, демонстрируют приемы владения баскетбольным мячом, знание правил ТБ. Познавательные УУД: усвоение приемов работы с мячом, правил ТБ при работе с мячом, понятия “техника передачи баскетбольного мяча”.

Коммуникативные УУД: владение диалогической формой коммуникации, умение аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: самооценка выполнения домашнего задания; контроль физической нагрузки при выполнении фронтальной разминки.

3. Восприятие образца применения знаний - 15 мин.

Цель: обучение технике передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств.

Элементы технологии обучения в сотрудни-честве (групповая работа) Элементы игровой технологии. Личностно ориентированная технология. Элементы информацииионно - коммуникативной технологии. Демонстрирует таблицы по по технике работы с мячом. Организует парную, групповую работу по передаче мяча в колоннах со сменой мест с двумя мячами, с развитием быстроты “отрыва”, в тройках с продвижением вперед по технологии “Восьмерка”; ведению мяча с пассивным противоборством защитника. Обучает броску мяча одной и двумя руками от головы в прыжке в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств. Организует измерение пульса. В игровой деятельности проводят пропедевтическую разминку мышечных групп перед основной частью урока.

Изучают таблицы по технике работы с мя-чом. Участвуют в парной, групповой, командной работе по передаче мяча. В колоннах - со сменой мест, с двумя мячами, с развитием быстроты “отрыва”. В тройках - с продвижением вперед по технологии “Восьмерка”, ведением мяча с пассивным противо-борством защитника.

Отрабатывают технику

броска мяча по кольцу одной и двумя руками от головы в прыжке в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств. Измеряют пульс.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.. Применение ранее приобретенных знаний, умений, навыков при выполнении конкретных заданий.

Познавательные УУД:

Овладение техникой передачи мяча, ведением мяча с пассивным противоборством защитника.

Отработка техники броска мяча по кольцу одной и двумя руками от головы в прыжке в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевых высказываний; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, способов взаимодействия.

4. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации - 10 минут

Цель: обеспечение закрепления техники передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств

Здоровье сберегающая технология. Технология дифференцированного физкультурного образования. Личностно ориентированная технология. Элементы игровой технологии. Организует работу по закреплению сформированных умений и навыков: делит класс на две команды для эстафеты с мячами, проводит игру “Борьба за мяч” Девушки и юноши по отдельности, затем совместно в эстафете с мячами, игре “Борьба за мяч” закрепляют технику передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств Познавательные УУД:

Овладение техникой передачи мяча, ведением мяча с пассивным противоборством защитника.

Отработка техники броска мяча по кольцу одной и двумя руками от головы в прыжке в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств.

Коммуникативные УУД: осознанное по-строение речевых высказываний; планирование учебного сотру-дничества с учителем и сверстниками; определение цели, способов взаимодействия.

5. Контроль и самоконтроль - 5 мин.

Цель: проверка уровня усвоения техники передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств

Личностно ориентированная технология Здоровье сберегающая технология. Технология дифференцированного физкультурного образования. Организует проверку уровня усвоения техники передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств в упражнениях:

Бросок мяча после двойного шага (“КРУГИ”)

“Диагонали” - с броском. Обманные движения (финты).

Передача мяча в парах.

Передача в тройках..

Осуществляет контроль правильности выполнения задания

Выполняют упражнения: бросок мяча после двойного шага “Круги”, “Диагонали” - с броском, обманные движения (финты).

Передают мяч в парах, в тройках. Демонстрируют технику передачи и ведения мяча, развития быстроты реакции, точности движения при бросках по кольцу одной и двумя руками от головы в сочетании с развитием скоростно-силовых качеств.

Проводят взаимоконтроль выполнения заданий.

Регулятивные УУД: выбор способов оптимального решения поставленных задач, осуществление контроля и самоконтроля правильности выполнения задания. Познавательные УУД: применение знания в новых условиях. Знание и выполнение основных позиций освоенного материала, определение степени их усвоения на основе взаимо- и самоконтроля.
6. Коррекция - 3 мин.

Цель: выявить типичные недочеты и пути их устранения

Выявляет типичные недочеты, организует обсуждение алгоритма для правильного выполнении задания. Устанавливают алгоритм и выполняют задание, четко и последовательно соблюдая каждый шаг алгоритма. Регулятивные УУД: корректировка своих недочётов, осуществление самоконтроля правильности выполнения задания.

Личностные УУД: развиитие способности к эффективному общению, самооценке самоанализу, рефлективности, критического мышления.

7. Информация о домашнем задании - 1 мин.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Элементы информационно-коммуникативной технологии Способствует мотивированному выполнению дифференцированного домашнего задания, организует инструктаж по его выполнению. Уясняют домашнее задание. При необходимости задают вопросы. Познавательные УУД: применение знания в новых условиях.

Регулятивные УУД: выбор способов оптимального выполнения домашнего задания.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности - 3 мин.

Цель: определить степень усвоения техники

С помощью устного опроса мобилизует учащихся на рефлексию своих достижений. Уточняет, достигли ли цели, которые ставились в начале урока. Дают самооценку своей работе, достижению целей урока. Анализ способов достижения целей, поставленных в начале урока. Озвучивание основных позиций усвоенного материала, степени их усвоения.

Личностные УУД:

понимание значимости приобретенных знаний и умений, использование приобретенных знаний, умений, навыков для развития потребности здорового образа жизни.