Урок-дискуссия по теме "Былины". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: закрепить знания по теме “былины”. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения полученными знаниями.

Оборудование: выставка книг с прочитанными былинами, заготовленная таблица для дискуссии на доске (или экране) и у каждого ученика (можно на парту, если работа будет проходить в парах). Таблица будет заполняться во время урока.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
  • У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

1) Учитель –

Закатилось красное солнышко
За горушки высокие, за моря за широкие,
Рассаждалися звезды частые по светлу небу...

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями – такими, как поэма, например. Но это не так. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.

Любители народного творчества, его собиратели оставили мирного воспоминаний о том, как исполнялись былины. Приведем одно из них – В.Н. Харузиной; в конце XIX века она слушала исполнение былин их знатоком Никифором Прохоровым.

Исполнитель, пишет В.Н. Харузина, “с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.

Он жил со своими любимцами – богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания.

Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца, каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они”. (Былины. М., “Просвещение”, 1993).

- Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-дискуссия. Что это значит? Что такое дискуссия?

(Дискуссия – это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.)

- Итак, о чем же мы будем сегодня спорить, какой вопрос обсуждать. У каждого из вас есть таблица: (такая же таблица на доске)

Аргументы “за” Согласны ли вы, что... Аргументы “против”
     

Ключевая фраза для обсуждения: согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле? Впишите эту фразу в таблицу.

III. Основная часть урока

1) У детей получилась таблица: (учитель вписывает вопрос в таблицу на доске)

Аргументы “за” Согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле? Аргументы “против”
     

- А сейчас подумайте над этим вопросом и запишите аргументы “за” или “против”. Обсудите в парах, если вы согласны с товарищем по парте, то впишите новые аргументы, которые вы придумали вместе. (Дети работают несколько минут сами.)

2) Учитель – Кто написал аргументы “за”, назовите их. (Дети называют, а учитель выписывает несколько аргументов на доску.)

- Кто написал аргументы “против”? (Учитель также выписывает их. Все происходит без доказательств и комментариев педагога.)

Например, может получиться такая таблица:

Аргументы “за” Согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле? Аргументы “против”
1. Былина происходит от слова “быль”.

2. В былинах воспеваются князья, которые жили на самом деле.

3.Былины рассказывают о поражении.

4.Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях.

  1. Илья Муромец стрелял в Соловья-разбойника?

2. Добрыня Никитич бился со змеем?

3. Волынь города никогда не было в Индии.

4. Путь Садко указывается совсем в другую сторону.

3) Ведется дискуссия по таблице

Учитель – Кто согласен с выражением: былины происходят от слова “быль”, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле?

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины – слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

Так значит то, о чем рассказывают былины. Правда?

(Так начинается дискуссия. Дети приводят аргументы “за” и “против”, пользуясь книагми, работая самостоятельно или в парах.)

В конце урока учащиеся вписывают в среднюю часть таблицы вывод, который они сделали для себя во время урока. У каждого из них он будет свой.

IV. Викторина по теме “Былины”

1. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

2. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник)

3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)

5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)

6. Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)

7. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

8. Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волк Всеславович)

9. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)

10. Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную (Святогор)

11. Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды. (Михайло Потых)

V. Итог урока

- Чему научил вас сегодняшний урок?

- Какие выводы вы сделали для себя по теме “Былины”?

Материал для учителя, который поможет провести перекрестную дискуссию

В самом ли деле то, о чем рассказывают былины, правда? Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-разбойника, а Добрыня Никитич бился со змеем?..

Вопрос этот не такой простой.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень-озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые–археологи сначала решили: подделка!

Каково же было их изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

...Сапожки из зелена сафьяна,
Вот шилом пяты, носы востры.
Вот под пяту воробей пролети.
Около носка хоть яйцо прокати!

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть и у богатыря. В былинах воспевается Киев-град, упоминаются Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города; в ряде былин события развертываются в древнем Новгороде... Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по описаниям былин ученые восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки.

Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Так, в историях Киевской Руси были стольнокиевские князья Владимир Святославович (умер в 1015 году) и Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). В большинстве былин киевским князем “красное солнышко” и называется один из этих князей: Владимир Святославович или Владимир Всеволодович.

Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали, контуры далекого прошлого, но и богатейшей фантазией, полным порой пренебрежением к точности в описании мест действия, времени событий. Расположением городов и стран, исторических примет быта. Вот, например, Дюк Степанович заявляет, что он “из Индии богатой, из славного Волынь-города”, хотя, конечно же, Волынь-город никогда не был в Индии. Садко, разбогатев, плывет торговать в Золотую Орду, - но каков его путь?

Как поехал он да по Волхову,
А со Волхова он во Ладожское озеро,
А со Ладожского озера выплывал он во Неву-реку,
Как со Невы-реки выехал да на синё море...

Если проследить этот путь, то окажется, что Садко поплыл на своих червленых (красивых, расписных) кораблях в совсем другую сторону от Золотой Орды – в Балтийское море.

Но – удивительное дело! Читая былины, чаще всего и не замечаешь такие, казалось бы, несуразицы; эти неточности не вызывают раздражения, не воспринимаются инородными.

Попробуйте, например, установить время действия в таких стихах былины:

Еще тут князь Владимир не ослушался,
А нахватил он кунью шубочку соболию,
Обувал калоши да на босу ногу,
Да побежал по кружалу государеву...

Только опытный глаз историка сможет сразу заметить, что князь Владимир здесь – из эпохи Киевской Руси, “кружало государево” (кабак) – одна из примет Московской Руси, а калоши, которые князь в спешке “обувает на босу ногу”, появились лишь в XIX веке.

Чем же объяснить все это? Прежде всего тем, что былины – это не летопись, в которую заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий, имена их участников и т.д.

Былины – произведения искусства, а потому для них характерен вымысел. Но вымысел этот является поэтической правдой.

Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно. В том же “Слове о полку Игореве” рассказывается о неудачном походе половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича.

Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа. Воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам.

Для былин всегда важна не столько правда отдельного факта, отдельного события, сколько правда жизни. Именно поэтому создатели былин не стремились к буквальной точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, географических названий. Конечно, толчком к созданию былины служило какое-либо событие, возможно даже (как считают некоторые ученые), что былинам предшествовали или песни-славы в честь героев, или предания, в которых с большей или меньшей точностью (точнее, чем в былинах) воспроизводились события, герои и т.д. Однако, чтобы стать былиной, они должны были пройти определенный путь развития, обработки, насыщения художественным вымыслом, фантазией, эмоциональной образностью – превратиться в песни “о доблестях, о подвигах, о славе” (слова А. Блока) необыкновенных людей, героев, богатырей.

(Былины. Составитель Ю.Г. Круглов. М., “Просвещение”, 1993)

Физкультминутка (в удобное время)

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!