Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству для учащихся с интеллектуальными нарушениями "Цветные горошины"

Разделы: Коррекционная педагогика


Паспорт программы

Направление внеурочной деятельности – общекультурное.

Программа по декоративно-прикладному творчеству составлена на основе:

  • пособия “Кружок изготовления игрушек – сувениров” для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, автор Молотобарова О.С.; - М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-002664-5;
  • пособия “Рукоделие в начальных классах” для внеклассной работы с младшими школьниками в группах продленного дня, кружках “Умелые руки”, Домах пионеров и школьников, пионерских лагерях, а также для занятий под руководством старших в семье, составитель А.М.Гукасова – М.: Просвещение, 1984. – 192 с., ил.

Программа рассчитана на 1 год занятий с учащимися с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов. В группе 10 человек. Расписание составляется из расчета двух занятий в неделю по 1 часу. Объем часов в год составляет 66 часов.

Пояснительная записка

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Со многими видами рукодельного творчества учащиеся 1-4 классов знакомятся на уроках ручного и профильного труда, домоводства, изобразительная деятельность: работа с глиной и пластилином, работа с природным материалом, работа с бумагой, текстильными и древесными материалами. При обучении детей на уроках труда рукодельным работам от учителя требуется большая индивидуальная работа с учащимися, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.

Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении некоторыми трудовыми операциями

У учащихся недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от учителя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время внеурочных занятий по кружку, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке изделий как из традиционных материалов (бумага, ткань, пластилин, дерево), так и нетрадиционных (пенопласт, пеноплекс, пластик, стекло), выходящих за рамки адаптированной основной общеобразовательной программы по ручному труду в 1-4 классах. Так в содержание программы по кружку включен раздел “Декупаж”, “Кинусайга”. Изготовления поделок по данных техникам занимает достаточно непродолжительное количество времени, но результат и само творчество очень нравится и детям, и их родителям. Для занятий используются совсем немного материалов. Для декупажа профессиональные материалы заменяются на более простые и нетоксичные.

Искусство, подаренной нам японцами “кинусайга” (печворк без иголки) - это результат умения экономить из категории “голь на выдумку хитра”. Для изготовления картин в этой технике используются остатки лоскутов ткани, старую одежду, тесьму и ленты различной ширины и фактуры, а также шнуры, пуговицы, бусины или стразы. Картины в это технике “пишутся” на пенопластовых заготовках, которые остаются от упаковочной тары. Такой аппликацией декорируются шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в изготовлении сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек.

Простота этих достаточно молодых, но популярных техник позволяет использовать их при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. Прежде всего это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Практические работы, связанные с обработкой различных материалов предлагаемой в рамках данной программы развивают глазомер, что является важнейшим элементом трудовой подготовки. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при разметке, резании, сшивании, склеивании изделия.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию на кружке учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, стеки, иглы, шаблоны (выкройки), различными измерительными материалами, кисточками.

Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса. В план кружковых занятий включены экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, музей народного творчества. Это дает возможность ближе познакомить ребят с процессом созданию игрушек, проводить профориентационную работу, формировать у школьников интерес к рабочим профессиям.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают сувениры, подарки для родителей, друзей, знакомых к самым значительным событиям и праздникам, отмечаемых в семье, школе, стране.

Сущность и основное назначение программы кружка заключается в расширение, углубление и систематизации знаний и умений у учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушениями по образовательным предметам “Изобразительная деятельность”, “Ручной труд”, “Профильный труд”, а также организации свободного времени учащихся, посещающих группу продленного дня в школе.

Программа ориентирована на создание условий для творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности.

Цель программы - выявление и развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию художественного творчества.

Основные задачи:

  • расширение культурного, эстетического кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
  • формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Учитывая возрастные и психофизические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Планируемые результаты

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, городу, народу, России;
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
  • понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Тематический план занятий кружка: 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Разделы программы Количество часов
1 Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности

1

2 Сувениры в технике “Декупаж”:

Кухонный набор в миниатюре

Фоторамка

Горшок для комнатного растения

14

6

4

4

3 Панно и сувениры в технике “Кинусайга”

Пасхальное яйцо

Панно “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”, “Алые паруса”

8

2

6

4 Сувениры из ткани:

Тюльпаны

Чайник

Яблоко, груша

12

4

4

4

5 Мягкие цельнокроеные игрушки из 2-3 выкроек (по готовому крою)

Снеговик

Матрешка

Мышонок

12

4

4

4

6 Сувениры из природного материала:

Елочка

Новогодняя свечка

6

3

3

7 Коллективная новогодняя игрушка “Символ года” 6
9 Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ 5
10 Выездные занятия (музеи, выставки, мастер-классы) 4

Литература

  1. “Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: 5-9 классы: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.2. - 240 с.
  2. “Швейное дело”, Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы / Картушкина Г.Б., Мозговая Г.Г. – М.: Изд. “Просвещение”, 1989. – 144 с.
  3. “Швейное дело”, Учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы / Мозговая Г.Г. Картушкина Г.Б.,– М.: Изд. “Просвещение”, 1990. – 256 с.
  4. Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. – М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Валерии СПД, 2005. – 176 с., ил. – (Академия “Умелые руки”).
  5. Артамонова Е.В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, СПб, 2005. – 192 с. (“Академия мастерства”).
  6. Останина С.П. Лоскутное шитье: Подушки, одеяла, пледы и забавные игрушки в вашем доме. – М.:РИПОЛ классик, 2005. – 384 с., ил. – (Советы для дома).
  7. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с. Ил.
  8. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 176 с., ил. – (Академия “Умелые руки”).
  9. Рукоделие в начальных классах: Кн.для учителя по внеклас. работе / А.М.Гукасова, Е.Н.Мишарева и др. – М.: Просвящение, 1984. -192 с., ил.
  10. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида / Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 320с. – (коррекционная школа).
  11. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. Шк. И внешк. Учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1190. – 176.: ил. – ISBN 5-09-002664-5