Индивидуальное занятие по логопедии "Автоматизация звука [Р] в предложениях и связной речи"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: закрепить правильное произношение звука “Р” в самостоятельной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление правильного произношения звука Р в предложениях и связной речи;
  • закрепить необходимые артикуляторные движения для произнесения звука “Р”;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию грамматического строя, навыков словоизменения путем выполнения практических заданий;
  • способствовать формированию навыков связного последовательного рассказа текста с опорой на предметные картинки;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания и памяти через проведение дидактических игр.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать учителя;
  • воспитывать умения следовать инструкции учителя.

Ход занятия

I. Организация начала урока

Цель:

- Сегодня к нам на занятие пришел гость, а какой ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)

- А пришел он к нам с просьбой. У него рассыпался ключик на мелкие кусочки и он просит нас с тобой ему помочь его собрать. Поможем? Тогда за дело! В конце занятия из разрезных листочков должен получиться золотой ключик.

II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Цель: выработать подъем, гибкость и подвижность кончика языка.

- Чтобы нам с тобой легче было справиться с задачей, нужно подготовиться и выполнить упражнения для языка и губ.

- “Чашечка”- 5 сек.

- “Грибок”- 5 сек.

- “Маляр”- 5 раз.

- “Вкусное варенье”- 5 раз.

- “Лошадка”- 5 раз.

- “Мотор”- 5-7 раз.

- “Барабанщики”- 5-7 раз.

Снегопад 

Сделать “снежинки”- маленькие комочки ваты или бумаги. Попросить устроить снегопад – класть “снежинки” на ладонь и сдувать их.

III. Речевая гимнастика

- А сейчас мы с тобой возьмем первый элемент разрезной картинки и начнем выполнять задания.

Задание: повторить чистоговорку.

Цель: закрепление четкого проговаривания слов со звуком “р”

Ра-ра-ра-высокая гора.
Ро-ро-ро-новое перо.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.
Ры-ры-ры-синие шары.

- Молодец!

IV. Автоматизация звука “р” в словах, предложении и связной речи.

1. Игра “По следам Буратино”

Цель: автоматизация звука “р” в словах и предложениях

Логопед: Но пока мы выполняли с тобой это задание, Карабас Барабас решил помешать Буратино. Давай поможем Буратино убежать от него.

(работа с интерактивной игрой программы “Логомер”)

2. Игра “Словарный переполох”.

Цель: развитие грамматического строя, навыков словоизменения.

Логопед: А теперь расскажем Буратино, как изменить слова, чтоб получилось предложение. Старайся хорошо говорить звук “р” в предложениях. Слушай внимательно! (Логопед с учеником читает слова на карточках и помогает составить предложение)

- У, рога, корова.

- Куры, по, двор, ходить.

- Рома, суп, готовить, рыбный.

Сделать анализ предложений.

- Молодец! Теперь Буратино знает, как из данных слов строить предложения.

V. Физминутка

Составление цепного текста “Огород”

Цель: развитие связной речи через использование слов-картинок.

Логопед читает рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст, помогаем ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Логопед: мы рассказали Буратино, как строить предложения из слов. Но если предложения соединить, то может получиться рассказ. Давай попробуем.

У Раи в руках корзина. В корзинке много помидоров, огурцов, картошки и морковки. Помидоры, картошка, огурцы и морковка растут в огороде.

Работа с деформированным текстом (задание по программе learningapps.org)

Логопед: сейчас мы с тобой вспомним наш рассказ и постараемся его восстановить на нашем экране. Молодец!

VI. Итог занятия.

Логопед: последнее задание мы с тобой выполнили, и ключик для Буратино собрали.

- Скажи, с каким звуком мы с тобой сегодня работали?

- Тебе понравилось наше занятие? Молодец!