Урок математики по теме "Рубль - денежная единица России". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

Образовательная: закрепление  умений решать задачи на проценты, пропорции; читать графики;  работать с математическим текстом, находить  оптимальные решения.

Развивающая: формирование интереса к данной теме, коммуникативной культуры, совершенствование мыслительных операций

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, формирование творческих способностей учащихся, через использование исторического материала

Задачи:

  • Показать значимость данной темы;
  • Познакомить с историей российского рубля;
  • Применять знания и умения в практических ситуациях;
  • Развивать навыки самооценки;

Формируемые УУД:

  • личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; осуществлять смысловое чтение; понимать сущность алгоритмических действий;
    понимать и использовать математические средства наглядности интерпретации, аргументации;
  • коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма организации деятельности: фронтальная, работа в парах, группах,  урок с использованием деятельностного способа обучения, практикум.

Формы контроля: фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль.

«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу»
А.С. Пушкин

Этап мотивации к учебной деятельности

(1 слайд) Память – это опыт, это связь времён и поколений, это целостная картина мира. Листая календарь памятных дат, как минимум, можно найти интересные факты, любопытную информацию и неожиданные параллели, а максимум – найти место для очередного фрагмента в общей картине мира и сделать этот пазл более цельным и совершенным. Попробуем? Выполняя этапы урока, мы будем с вами складывать пазл и откроем его в конце урока.

Памятные даты 2016 года богаты разнообразием и неожиданностями.

Этап актуализации знаний

Сегодня необычный урок. Тему урока узнаем, выполняя следующие задания. Скажите, какой самый главный навык в математике? Конечно - счет.

(2 слайд) Устный счет: На столах лежат листы с заданием, запишите только ответы.     

  • 5,24+7,8    
  •   
  • 12-0,15      
  •  1,2 ∙ 0,25   
  • 11,32: 0,1 

10% от 7000

С помощью линеек красной и зеленой, проверим ответы поднимая: правильно - зеленая, неправильно – красная. 1 ученик зачитывает ответы. На слайде по одному появляются ответы. За выполнение задания мы получаем 1-й элемент пазла. (1 элемент пазла)

Демонстрация анимационного ролика (история возникновения денег)

Настало время перейти к теме нашего урока. В последнем примере устного счета ответ 700.  700 лет финансовому символу России, солидный возраст. Узнаем ключевое слово, решив кроссворд.

(3 слайд) Работа в парах. На столах лежат листы, нужно внести пропущенные слова.  Повторим правила работы в парах:

Правила работы в паре, в группе.
  • Работать слаженно, не выкрикивать
  • Если что-то не понял, переспроси
  • Работать должны оба, в группе каждый
  • Один говорит, другой слушает
  • Если,что то не нравится, выражай недовольства тихо.

Задания: 1. Сотая часть числа. 2. Число, используемое для счета предметов. 3.Знак неравенства. 4. 50% от целого. 5. Что бы найти дробь от числа нужно число _____________ на эту дробь.  (2 элемент пазла)       

Слово рубль. Российский рубль - денежная единица Российской Федерации. В 1 рубле 100 копеек. Юбилей рубля – памятная дата 2016 года.

Давайте составим тему урока. Правильно: История происхождения рубля. Решение задач, в которых «действующим лицом» является рубль.

В течение урока вы на каждом этапе будете зарабатывать баллы в рублях, и заносить их в оценочные листы. Оцените себя за 1 и 2 этап.

Максимально 5 рублей.

Демонстрация ролика (история рубля в России)

Этап реализации

Работа в группах (по 4 человека, первая парта со второй и т.д). Практическая работа. Каждой группе выдаются листы с информацией о монетах: металлические, бумажные. Необходимо в каждой группе заполнить  таблицу, дать краткую информацию  о банкнотах и монетах.   

Название

Год

Длина 

Ширина

Периметр

Площадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название

Год

Диаметр

Длина окружности (п=3)

Площадь
монеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените вклад каждого участника группы и занесите результат в оценочный лист.  Всего на группу 40 рублей.

(3 слайд) заполнение ответов в таблице на интерактивной доске, выступления от группы.

Физминутка

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Индивидуальная работа. Тест (решение задач, 2 варианта). Каждая задача оценена в рублях, стоимость задач различна. Приложение 4.

вариант

№1.  10руб -    Аня заработала 72 рубля. Она отдала маме 1/3 и потратила 1/4 на себя. Сколько денег у нее осталось?

а)  30 руб             

б) 35 руб       

в) 36 руб

№2. 15руб -  3 кг специальной краски для ванных комнат в среднем стоят 250 рублей. Хозяевам необходимо приобре­сти 9 кг краски. Сколько будет стоить покупка?

а)  740 руб              

б)750 руб         

в) 500 руб

№3. 20 руб - После повышения цены на 30% книга стала стоить 520 рублей. Сколько стоила книга до повышения цены?

а) 400 руб                 

б) 120 руб          

в) 490 руб

№4. 25руб - Винни Пух положил в банк некоторую сумму денег под 12% в год. Через год он получил прибыль 3 000 рублей. Сколько денег получил Винни Пух через год (учитывая прибыль)?

а)   28000 руб                       

б) 25000 руб        

в) 30000 руб

№5. 30руб - Зарплата Сергея возросла с 8 до 10 тысяч рублей. На сколько процентов она изменилась     

а) 20%            

б) 25%                

 в) 2%

(4 слайд) Проверим тест. Поменяйтесь листами, взаимопроверка. Ключ ответов на слайде. (4 элемент пазла)

Подсчитайте сколько рублей вы заработали. На что можно потратить ваши деньги.

Этап включения в систему знаний и повторений

Решение задач из сборника ЕГЭ и ОГЭ. Работа в парах. (5 слайд)

  • Баночка йогурта стоит 24 рубля 60 копеек. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 рублей?
Ответ: ___________________________.
  • 100 грамм попкорна стоят 40 рублей. Вы купили 250 грамм попкорна.

Сколько рублей сдачи вы должны получить со 100 рублей?

Ответ: ___________________________.

  • Строительная фирма планирует купить 70  пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице.

Поставщик

Стоимость
пеноблоков
(руб. за 1 м3)

Стоимость
доставки
(руб.)

Дополнительные условия

А

2600

10 000

Нет

Б

2800
 

8000

При заказе товара на сумму свыше
150 000 рублей доставка бесплатная

В

2700

8000

При заказе товара на сумму свыше
200 000 рублей доставка бесплатная

Сколько рублей нужно заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой?

Ответ ______________________________________________

(проверить решение на доске, работа обучающегося у доски) (5 элемент пазла)

Ответьте на вопросы, рассмотрев график (6 слайд)

  1. Определите по рисунку, в течение какого года  цена за тонну нефти  менялась не значительно?_____________
  2. Как изменилась цена за период с 2009 г. по 2011г. и на сколько? _____________________________
  3. В каком году цена нефти была наибольшая? В каком наименьшая?  ___________________________

Ответы проверим устно на слайде. Максимальное количество 40 рублей. (6 элемент пазла)

(7 слайд) Выполнив задания на уроке мы собрали пазл – картину, юбилейную открытку рубля.

Преодолев значительный промежуток времени, начиная с XIII века, когда появился рубль, и по нынешний день,  он как денежная единица приобрел свои современные очертания и значимость на территории России.

Российский рубль -  это не только  денежная единица России, но и символ, который на протяжении 700 лет  не потерял своей значимости и актуальности  в нашей стране.

Россия – Родина святая,
Люблю тебя  я всей душой,
Россия  - ты обитель рая,
Горжусь великою страной.
(автор Малышев А.В.)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Рефлексия

Подводя итоги урока, ответим на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

Что мы сегодня делали?

Как мы это делали?

Зачем мы этим занимались?

Мы не только познакомились с историей рубля, но и решили много задач. Используя оценочные листы, посчитайте свой личный баланс. По количеству рублей в оценочных листах, будут выставлены оценки за урок.

Домашняя работа (дифференцированное) карточки:

№1. Задача Л.Н. Толстого. Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал  продавцу двадцатипятирублёвую. У него не оказалось сдачи, и он послал полученную  двадцатипятирублёвую  для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что двадцатипятирублёвая фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Вопрос: Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку?

№2. Родители хотят сделать подарок ученику 6-го класса к выпускному балу. Они положили в банк 1000 рублей  под 10 % годовых. Сколько денег получит учащийся по окончании школы через 6 лет?
№3. Творческое задание. Составьте свою задачу.