Методический материал "Все профессии важны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формировать учебно-познавательные мотивы, возможность испытать себя в приближенной к реальности, игровой ситуации.

Задачи:

  • Расширять представление детей о мире профессий, связанных с сельским хозяйством.
  • Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся.
  • Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийной установкой;
  • выставка детских книг о труде, профессиях;
  • картинки и фотографии о профессиях;
  • плакат “Все профессии важны!”

Раздаточный материал:

  • звёздочки из жёлтого картона
  • карточки со словами для игры “Ярмарка” для 3 команд
  • зернышки для аппликации “Колосок”

Подготовительная деятельность учащихся:

  • экскурсия на “Хлебокомбинат”
  • экскурсия в деревню Аббакумово на ферму и поля;
  • инсценировка сказки “Колобок” на новый лад Н. А. Марениновой

Ход классного часа

Эпиграф: “Истинное сокровище для людей – умение трудиться”. (Эзоп)

1. Игра Те кто…” (дети встают в тесный круг, учитель в центре, проверяется скорость реакции).

Поменяйтесь местами те….

- У кого черные глаза.

- Кто любит рисовать.

- Кто умеет играть в шашки.

- Кто хорошо знаком с работой тракториста.

- Кто знает, кто такой агроном.

- Кто может подоить корову.

- Кто уж знает, какую профессию выберет. 

- Какой общий смысл во всех ответах? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на классном часе? (Ответы детей)

- Сегодня мы будем говорить о том, какие бывают профессии. Давайте найдем в толковом словаре, что означает слово “профессия”. (Ответы учеников. Правильное толкование высвечивается на экране).

Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

- В мире профессий - тысячи. Как вы думаете, легко ли разобраться в этом многообразии и правильно выбрать свой выбор? (Ответы детей)

- Что может помочь вам выбрать профессию? (Ответы детей)

- Верно, чтение книг о профессиях, знакомство с профессиями ваших родителей, знакомых, родных. А вы много знаете профессий? Сейчас это мы и узнаем. Отгадайте загадку и назовите, о какой профессии идет здесь речь. Делимся на 3 группы

1.

Под весенний птичий свист
Пашет землю ...
(Тракторист.)

2.

Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле ...
(Агроном.)

3.

В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ...
(Комбайнёр.)

4.

Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают,
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.
(Доярка.)

5.

Он, собираясь в свой обход,
Халат врачебный надевает,
Лекарства в саквояж кладет,
На скотный двор потом шагает.
(Ветеринар)

6.

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
(Пастух)

7.

Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт.
(шофер)

Каждая команда получает за правильно отгаданную загадку – зерно.

- Вот сколько профессий мы сейчас с вами назвали! А кто из вас скажет, что объединяет все эти профессии? (Ответы детей)

- Конечно, это профессии села. В календаре профессиональных праздников мы найдем с вами праздник, связанный с сельским хозяйством - это 12 октября - день сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Ученик:

Сельское хозяйство есть конек России!
Сельское хозяйство русская ведь сила.
В поле ты не воин, в поле ты хозяин,
В поле встретишь праздник с ветром на свиданье!
Ну а после ветра мы тебя поздравим!
Низко поклоняясь, мы тебе желаем:
Радости от солнца, счастья от дождя,
И чтоб неудачи обошли поля!

Ученик:

С чего начинается Родина?
С учебников в сумке твоей?
А может, с того ветерка,
Что дует с просторных полей?

Учитель: - Именно с полей начинается наша малая родина. Золотистое поле – неотъемлемая часть сельского пейзажа, воспетое поэтами и художниками. На территории Владимирской области находятся посевные поля. На них выращивают полевые культуры – пшеницу, озимую рожь, яровой ячмень, овес, гречиху и зернобобовые культуры. Сельское хозяйство представлено во всех районах нашей области, но почти половину сельскохозяйственной продукции дают Суздальский, Юрьев - Польский и Собинский районы.

Пройдёт несколько лет и перед вами встанет выбор – куда пойти учиться? Может после нашего мероприятия кто-то из нас захочет получить профессию, связанную с сельским хозяйством или сразу после школы, поедет работать в село. Сегодня я постараюсь так рассказать о сельских профессиях, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя.

- Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном. Вы узнали героя? Верно! Речь идёт о сельском трактористе- механизаторе.

- Тот, кто выбирает профессию механизатора, должен обязательно любить и понимать землю. Ему нужно будет знать не только разнообразную технику, но и основы земледелия, агрохимии, чтобы со знанием дела устанавливать глубину обработки почвы и заделки семян, и нормы внесения удобрений, и точно выбирать сроки работ, так как малейшее отклонение – и снижается качество урожая. Ведь итог мастерства механизатора ценится по количеству собранного зерна. Высокий технический и технологический уровень современного сельскохозяйственного производства выдвигает механизатора как ведущую фигуру на селе. Выбирать профессию механизатора нужно не потому, что деваться больше некуда, а по душе и по призванию. Быть земледельцем – высокая честь! (если есть возможность, пригласить механизатора для выступления).

- Кто же стоит у руля посевной и уборочной рядом с механизатором? Тоже важная личность на селе – агроном! Слово “агроном” произошло от двух греческих слов: “агрос” - поле и “номос” - закон. Первыми агрономами были люди, которые начали выращивать дикорастущие растения, заниматься их одомашниванием. До появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, из поколения в поколение. Именно от агронома зависит качество посадочного материала и урожайность (выступление агронома).

Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!

А кто из вас знает русскую народную сказку про румяную булочку? Как она называется? (Колобок). Давай посмотрим инсценировку этой сказки на новый лад.

Старик со старухою жили
Тихонько себе, не тужили.
Старик- он хозяин какой-никакой
Старуху послал за мукой.
-Да нет же у нас муки-
Недавно пекли пироги.
-А ты хорошо помети,
Авось, будет хоть пригоршни три.
Постаралась старуха исправно-
Намела муки в амбаре славно.
Пришла, замесила тесто
И поставила в тёплое место.
Затопила жаркую печь
И посадила хлеб, чтоб испечь.
Испёкся не калач и не каравай-
Круглый, хоть мячиком называй,
У хлебушка румяный бок-
И назвали его Колобок.
Вот тут-то и начались чудеса…
Ожил Колобок, открыл вдруг глаза.
Стал он тут озорничать
И просится у старика погулять.
-Ну сходи погуляй, Колобок,
Только возвращайся к нам, сынок.
И покатился он за ворота-
Уж больно поглядеть всё охота.
Очутился Колобок в поле,
А какое там раздолье!
Стоит высокая пшеница,
Зреет она, колосится.
Спрашивает её Колобок:
-Как зовут тебя?
-Колос-колосок.
Скоро-скоро я созрею и нальюсь,
Вот тогда в зерно я превращусь.
А тебе я настоящая родня,
Не было б тебя без меня.
Удивился Колобок, поглядев на Колосок.
Стал он ждать-поджидать,
За пшеницей наблюдать.
Скоро колос стал тугой,
Весь тяжёлый, золотой,
Кланяется низко-
Значит, жатва близко.
Сжали всё, обмолотили,
На телегу погрузили.
Зерно на мельницу везут,
А Колобок наш тут как тут.
Закрутились жернова-
Тут работушка пошла.
Зёрна мелко растирают
И в муку их превращают.
Там, где был зерна мешок-
Сыплет белый порошок.
Колобок тут помогал, -
Ему мельник мучки дал.
Катится Колобок, песню поёт,
А за собой мешок муки везёт.
Сидят старики, слёзы льют,
Давно Колобка уже ждут.
Тут ворота распахнулись-
Дед и бабка улыбнулись.
Их сыночек жив-здоров,
Не забыл он стариков.
Сам вернулся Колобок,
А ещё принёс мешок:
-Это правда или ложь,
Я- пшеница или рожь?
Будто в поле я родился,
В зёрнышки там превратился,
А на мельнице вон той
Был когда-то я мукой?
-Правда, правда, из муки
Ещё будут колобки,
Караваи, калачи
И, конечно, пироги.
Из муки что выпекают
Люди хлебом называют.
А чтоб на стол пришла пшеница,
Надо много потрудиться:
Землю хорошо вспахать,
После сева всходов ждать,
Их беречь от сорняков,
От вредителей- жуков.
Созреет- сжать, обмолотить
И, конечно, просушить.
Часть пойдёт на семена,
А здесь-смелется мука.
Манку и перловку
Приготовим ловко.
Сразу понял Колобок:
Раньше был он Колосок,
А сейчас на стол пришёл,
Всю родню с собой привёл.
Колобок наш – молодец-
Тут и сказочке конец.

- Вот какой огромный путь проделал наш Колобок, чтобы к нам на стол прийти и сколько человеческих рук его лелеяло.

Физкультминутка “Если хочется тебе, то делай так!”

1.

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

2.

Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…

3.

Если хочешь стать спортсменом, делай так...
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

Учитель: - Рыбак, охотник, пахарь, агроном – старинные профессии мужчин - отцов. Они не устарели и в наши дни. И сегодня рыбаки выходят в море и ловят рыбу, но на современных судах, а не на челнах и ладьях. Охотники пользуются спутниковой навигацией и более совершенным оружием. Раньше пахарь обрабатывал землю примитивными орудиями труда – сохой и бороной, а теперь пользуется техникой. Пахарь еще называется земледельцем, т.е. возделывающим родную землю. А земля в ответ на заботу о ней родит хлеб. Многие отцы работают в селе. Это почетно и ответственно. У них мало свободного времени, но, когда оно у них появляется, папы с удовольствием гуляют с детьми, интересуются школьной жизнью, помогают в учебе. Многие из ребят берут пример с отцов и доказывают это прилежной учебой. Им есть на кого равняться!

- Может ли человек получить профессию сразу без подготовки? (Ответы детей) Правильно, сначала надо много учиться, приложив много стараний и труда. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их, мы сейчас проверим.

Игра “Закончи пословицу”

(На экране – начало пословицы. После ответа появляется её конец.)

  • Труд человека кормит……… (а лень портит.)
  • Кто любит труд ……. (того люди чтут.)
  • Кто не работает……. (то не ест.)
  • Славен человек не словами ………. (славен делами.)
  • Умелые руки …… (не знают скуки)
  • Кто в труде впереди … (у того орден на груди.)

- Как вы их понимаете?

Каждая команда получает за правильно отгаданную пословицу – зерно.

Каждый человек на земле от мала до велика, должен трудиться. Взрослые на предприятиях, дети занимаются трудом учебным, самообслуживанием. Современный труд отличается тем, что он требует от человека знаний.

- А кем вы, ребята, хотите стать? (Показ рисунков ребят и рассказ о любимой профессии)

- Давайте мы поиграем.

Игра с классом “Правда ли?”

Если вопрос поставлен правильно - хлопаем в ладоши, если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами.

  • Правда ли, что пекарь доит корову?
  • Правда ли, что танкист перевозит людей?
  • Правда ли, что кочегар топит печь?
  • Правда ли, что свинарка лечит поросят?
  • Правда ли, что маляр красит стены?
  • Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
  • Правда ли, что бухгалтер пишет картины?
  • Правда ли, что ветеринар лечит людей?
  • Правда ли, что механизатор разносит почту?

Каждая команда получает за правильный ответ – зерно.

Игра “Закончи предложения”

Поезд водит …(хором) машинист.
Пашет в поле …тракторист.
В школе учит вас … учитель.
Строит здания … строитель.
Красит стены нам … маляр.
Столы делает … столяр.
На станке ткёт ткани … ткач.
От болезней лечит … врач.
Лекарства выдаст нам … аптекарь.
Хлеб выпечет в пекарне … пекарь.
Нам печку сложит на зиму … печник.
Обслужит в поезде нас … проводник.
С другого языка переведёт … переводчик.
Исправит кран … водопроводчик.
Часы чинит … часовщик.
Грузит краном … крановщик.
Рыбу ловит … рыбак.
Служит на море … моряк.
В машине возит груз … шофёр.
Хлеб убирает … комбайнёр.
В доме свет провёл … монтёр.
В шахте трудится … шахтёр.
В жаркой кузнице … кузнец.
Кто всё знает – молодец!

Каждая команда получает за правильно отгаданную пословицу – зерно.

Игра “Ярмарка”.

Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)

Тракторист – прицеп
Продавец – калач
Учитель – тетрадь
Хлебороб – комбайн
Слесарь – ключ
Метеоролог – погода
Ветеринар – лекарство
Пекарь – тесто
Мельник – мука

Кто назовет профессии, не относящиеся к сельскому хозяйству?

За правильно выполненную работу команды получают по зерну.

Дополнительное зерно – за объяснение лишней пары.

Итог классного часа

Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса).

Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.

- О чём вы говорили сегодня?

- Что важного узнали?

- Да, ребята, много на свете профессий. Каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желания и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звёздочки. Напишите на звёздочке с одной стороны - название той профессии, о которой вы мечтаете, а с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звёздочки до 11 класса. Наверно, будет интересно узнать, исполниться ли ваше желание. (Дети прикрепляют эти звёздочки на плакат “Все профессии важны!”)

- В заключение я хочу вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела нужны знания, умения, навыки, желание, интерес, поэтому о выборе профессии нужно задумываться уже сейчас.

- в память о нашей встрече, я хочу подарить вам страничку для Портфолио.

Рефлексия

- Отметьте себя на “Лесенке успеха”. Если вы все поняли и можете рассказать о профессиях, связанных со сферой сельского хозяйства, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях - на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

- Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

- Кто на 2-й или 3-й ступеньке? Почему?

- Кто на верхней? Почему?

- Спасибо!

  • Моё имя____________________________________
  • Моя фамилия________________________________
  • Кем я хочу стать_____________________________
  • Моя мама работает___________________________
  • Мой папа работает___________________________
  • Моя бабушка работает (ла)_____________________
  • Мой дедушка работает (л)______________________
  • Какие профессии я знаю______________________

Лесенка успеха