Урок "Симметрия вокруг нас". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Класс: 5 класс

Форма урока: урок усвоения новых знаний

Цели
  • Содержательная: формирование понятия “симметрия”, “симметрия в окружающем мире”.
  • Деятельностная: формирование у учащихся умений классифицировать виды симметрии, формирование информационной культуры и компетентности школьников.
Задачи
  • Обучающие: сформировать понятия о симметрии и умения видеть явления симметрии в окружающем мире;
  • Развивающие: развить внимание, наблюдательность и интерес к предметам;
  • Воспитательные: совершенствовать математические способности обучающихся.
Планируемые результаты Предметные умения

Выполняет построения симметричных фигур.

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности.

Личностные УУД:
  • Уметь задать вопрос и давать ответы.
  • Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Уметь самостоятельно работать. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

  • Уметь задать вопрос и давать ответы.
  • Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Уметь работать самостоятельно с учебником.
  • Принимать решения, нести ответственность.

Познавательные УУД:

  • Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты.

 

Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
  Фронтально,

в парах, группах

самостоятельно

Учебно-методическое обеспечение: еженедельная учебно-методическая газета “Математика” издательского дома “Первое сентября”, № 2, 2004 год.

Программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

Исследовательская работа

Карточки с видами симметрии, карточки с названиями рабочих групп, зеркала, геометрические фигуры, алфавит, полуватманы с таблицами, клей, кубики.

Основные термины, понятия “симметрия”, “симметрия в окружающем мире”.

 

Ход урока

Время
Этап урока
Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент. Мотивация

3 мин

Загадка для определения темы урока Приветствие, настрой на работу

Загадывает загадку:

Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь,
другие находят меня скучной.
Но все признают,
что я – элемент красоты.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Приветствуют учителя

 

Выслушивают загадку.

Дают ответы на вопрос.

(Предположения учащихся)

Личностные: Формирование ответственности, мотивация учения

Регулятивные УУД:

Организовывать деятельности. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

Уметь задать вопрос и давать ответы.

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Вступительное слово учителя.

7 мин

Понятие симметрии

Определение симметрии

Виды симметрии

Элементы симметрии

Симметрия в математике

Симметрия в русском языке

Симметрия в биологии

Симметрия в архитектуре

Кластер “Симметрия”

Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. В древности слово “симметрия” употреблялось как “красота”, “гармония”. Термин “гармония” в переводе с греческого означает “соразмерность, одинаковость в расположении частей”. Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: “Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.

Посмотрите внимательно на рисунки?

Что вы на них увидели?

Слушают Личностные УУД:

Уметь работать в группе. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель.

Регулятивные УУД: Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Познавательные УУД: Осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты.

  Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую эти фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (демонстрирует данное утверждение).

В зависимости от того, как расположена прямая, различают два вида симметрии: вертикальная и горизонтальная, общее название которых осевая. Кроме этого различают зеркальную и центральную симметрии.

Принцип симметрии играет важную роль в разных областях науки: математике, архитектуре, живописи, природе. И сегодня на занятии мы попробуем это с вами доказать...

Смотрят на экран

Отвечают на вопрос

 
Работа в группах

15 мин

1 группа

Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например, “Н” имеет вертикальную и горизонтальную оси симметрии,

а “В” - только горизонтальную,

а “У” вообще не имеет оси симметрии

Задание: У вас на столах находится алфавит. С использованием зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:

Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии Буквы, не имеющие ось симметрии Буквы, имеющие горизонтальную и вертикальную оси симметрии
       

По окончанию работы сделайте соответствующие выводы.

Вывод: Все буквы алфавита делятся на 4 группы:

  • обладающие ... симметрией;
  • обладающие ... симметрией;
  • обладающие ... и ... симметрией;
  • ... обладающие симметрией.

2 группа

У вас на столах имеется набор различных геометрических фигур. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры.

В результате работы заполните следующую таблицу:

Фигуры, имеющие одну ось симметрии Фигуры, имеющие несколько осей симметрии Фигуры, не имеющие осей симметрии
     

А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах?

Вывод: Некоторые фигуры имеют ... ось симметрии, есть фигуры, которые имеют ... осей симметрии и отличают фигуры, которые ... симметричны, то есть не обладают свойством симметрии.

3 группа

Симметрия широко распространена в природе. Мы можем видеть её, когда смотрим на жуков, бабочек, листья деревьев.

 

Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией.

Задание: У вас на столах находятся картинки с изображениями животных, растений. Работая совместно в группе, вы, сгибая данные картинки любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие картинки обладают симметрией, а какие нет. Определите, какие из них имеют лучевую симметрию, а какие вертикальную, а какие вовсе не имеют симметрии. В результате выполнения работы заполните следующую таблицу:

Имеющие вертикальную ось симметрии Не имеющие ось симметрии Имеющие лучевую ось симметрии
     

Вывод: Насекомые, птицы, животные, цветки растений ... Симметрия форм, окраски насекомых, птиц, цветков растений придает им ... У цветков, как правило, ... осей симметрии.

4 группа

Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

Практическая работа.

Проведите исследование устойчивости собранных из кубиков двух пирамид: одной симметричной, другой нет. Сделайте вывод.

Для этого давайте распределим обязанности путем выбора, каждая группа будет работать только в одном направлении в течение 10 минут, по окончанию каждая группа представляет небольшой отчет о проделанной работе (в процессе работы групп учитель дает небольшие консультации). Определяются с выбором направления, получают задания, приступают к выполнению. Личностные УУД:

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель.

Регулятивные УУД: Организовывать планирование, анализ, рефлексию. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Принимать решения, нести ответственность.

Познавательные УУД:

Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты.

Защита проекта

12 мин

Слушаем учащихся отчет о проделанной работе Выслушивает выводы о проделанной работе Выступают у доски со своими проектами и выводами. Личностные УУД:

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.

Регулятивные УУД:

Организовывать самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

Принимать решения, нести ответственность.

Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера;

Рефлексия

5 мин

Вопросы:
  • Я знал, что ...
  • Для меня новым было то, что ...
Выслушивает ответы учащихся Отвечают на вопросы. Личностные УУД: Формирование ответственност, мотивация учения

Регулятивные УУД: Организовывать самооценку деятельности. Развивать грамотную математическую речь

Коммуникативные УУД:

Уметь задать вопрос и давать ответы.

Принимать решения, нести ответственность.

Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера.

Подведение итогов

3 мин

Загадки для рефлексия И напоследок у меня осталась ещё одна загадка. Попробуйте угадать, что это.

В природе - это источник энергии, в архитектуре - элемент для создания орнаментов, в русском языке - одна из букв, в математике – фигура, имеющая несколько осей симметрии.

Ещё в Древней Греции её считали венцом совершенства.

Как вы думаете, что это?

Конечно же, это круг. И подводя итог нашего занятия, хочу отметить вашу прекрасную и плодотворную работу. А так как любая работа требует вознаграждения, хочу подарить вам небольшие подарки в виде круга - смайлика. Спасибо за работу.

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.

Мне понравилось (не понравилось)....

Оцениваю свою работы на уроке.