Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся 7-го класса на уроках русского языка как способ формирования и развития первоначальных исследовательских умений учащихся. (На примере изучения темы «Деепричастный оборот»)

Разделы: Русский язык


1. Актуальность.

 Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из неё профессиональных задач, которые в массовой практике, как правило, вызывают затруднения у учителей. Каким образом организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся? Как организовать работу, способствующую развитию первоначальных исследовательских умений? Как заинтересовать учащихся и вызвать у них положительную мотивацию?

Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает практическое применение следующих параметров совместной работы учителя и учащихся:

  • системно-деятельностный подход;
  • готовность ученика к саморазвитию;
  • активизация учебно-познавательной деятельности;
  • осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
    работа индивидуально и в группах;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.

2. Профессиональная педагогическая проблема.

Проблема формирования и развития первоначальных исследовательских умений и навыков состоит в том, что в недостаточном объёме организуются формы работы, способствующие приобретению данного навыка; перед учащимися не ставятся проблемные задачи; не решаются совместные пути преодоления проблем; недостаточно полно сформировано умение работать с языковым материалом (отбирать, систематизировать, обобщать, делать выводы).

Чтобы решить проблемы исследовательского характера, которые стоят перед учителем и учащимися, следует более ответственно подойти к решению этого вопроса и определить суть проблемы: что не получается, почему не получается, каковы способы преодоления учебных затруднений.

Для того чтобы проблемы исследовательского характера решались в педагогической практике целенаправленно и имели определённый успех, следует ставить перед учащимися чёткие цели, объяснять необходимость выполнения задач такого уровня, их практическую востребованность.
Могут быть использованы следующие способы преодоления возникших причин: разработка полного механизма работы над проектами, определение этапов их реализации в массовой школе, чёткое определение, что такое проект, в чём его отличие от других видов самостоятельной работы, какова степень участия учителя и ученика в ходе подготовки и реализации проекта.

3. Профессиональные педагогические задачи.

1) Научить работать в группах и индивидуально.

2) Развивать умение связывать теоретический и практический материал, видеть в них общее, подбирать в качестве доказательной базы такой языковой материал, который в полной мере будет способствовать развитию исследовательских умений (распределять, обобщать, анализировать, систематизировать, находить логические связи, выстраивать логические цепочки).

3) Уметь выстраивать план рассуждений. В качестве теоретической базы использовать разнообразные источники информации (словари, энциклопедии, учебники, ресурсы Интернета).

4 .Теоретические основы решения профессиональных задач.

Теоретическую основу решения профессиональных задач составляют педагогические положения о сущности проектно-исследовательской деятельности. Как утверждают психологи, развитие личности возможно только через деятельность (системно-деятельностный подход). Личность может формироваться только при включении обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания. А.М.Леонтьев указывал: «В образовательном процессе можно выделить мотивацию, замысел, реализацию замысла, сопоставление реализации и замысла как планирование следующего шага». В.В.Давыдов в своих трудах обращал внимание на реализацию проблем развивающего обучения: «Путь моделирования даёт возможность управлять деятельностью, самоуправляться в деятельности и самоуправляться деятельностью».

Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности формировалась достаточно длительный период.

Более 300 лет назад основоположник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Эта идея впоследствии получила развитие в работах французского философа Ж.Ж.Руссо, швейцарского педагога И.Г.Песталоцци, американского философа и педагога Дж.Дьюи. Идеи проектного обучения в России шли параллельно с разработками зарубежных учёных. В России метод проектов был известен задолго до революции, но не нашёл своего практического применения впоследствии, уже в советское время, и был признан чуждым. В конце 80-х годов 20 века о методе проектов заговорили как о средстве, способном благоприятно повлиять на качество образования. В настоящее время, в связи с введением и реализацией ФГОС, проектной деятельности отводится особая роль, т.к. при данном виде деятельности развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, оценочные, формируются не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.

5. Система педагогических средств решения профессиональных задач.

Педагогические средства достижения поставленной цели используются на всех этапах работы: подготовительном, сбора и обработки информации, представления результатов. Этапы педагогической поддержки: договорный, деятельный, поисковый, диагностический, рефлексивный.

В ходе реализации проекта были использованы следующие средства обучения:

  • печатные (учебник русского языка (авторы - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), дидактический материал к учебнику русского языка 7 кл.(авторы - Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова), рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста»( автор - А.Б.Малюшкин), рабочая тетрадь по русскому языку автор - (Е.Е.Силантьев), книга для чтения «В мире слов» ( автор Н.М.Шанский), толковый словарь (авторы – С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова), словарь-справочник лингвистических терминов (авторы – Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова), словарь-справочник «Управление в русском языке» (автор – Д.Э.Розенталь);
    электронные образовательные ресурсы (компьютер);
  • аудиовизуальные (слайды);
  • наглядные плоскостные (иллюстрации картин И.Е.Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», С.А.Григорьева «Вратарь»).

Вышеназванные средства обучения использовались в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания, развития.

6. Методика решения профессиональных задач.

В данной методической разработке представлены этапы работы над проектами «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте» и «Предупреждение ошибок в построении предложений, включающих деепричастный оборот». Работа над названными проектами осуществляется в ходе изучения темы «Деепричастный оборот», направлена на решение конкретной проблемы: показать роль и место деепричастных оборотов в речи, в проектах также даны рекомендации по построению предложений, включающих деепричастные обороты.

Проекты включают в себя элементы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление фактов, составление таблиц. Тип проекта - исследовательский. Цель проекта – доказательство того, что деепричастные обороты занимают особое место в нашей речи, но вследствие малой востребованности редко используются в устной и письменной речи.

Проекты призваны доказать на примере отрывков из художественных произведений, что деепричастные обороты вносят в речь особую роль, способствуют развитию художественного вкуса. Материалами исследования послужили отрывки из произведений мастеров слова: А.С.Пушкина, М.Горького, Б.Полевого, М.А.Шолохова, Н.А.Островского, К.М.Станюковича,Е.Долматовского. Обращение к художественным произведениям на уроках русского языка развивает лингвистические способности учащихся, учит объективно оценивать чужую и собственную речь.

Тип деятельности учащихся – деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. Форма работы – в малых группах – способствует формированию коммуникативных умений: строить монолог, диалог, слушать и слышать товарищей, быть терпимым к другому мнению, умению работать в команде. Поиск, совместная работа, обмен идеями и обсуждение способов решения проблемы приводит к коррекции, рефлексии, пониманию новых знаний, формированию регулятивных и познавательных действий.
Проектный продукт – результат исследования, оформленный установленным способом: карточки, тестовые задания, стилистические упражнения, творческие задания - могут быть использованы на повторительно-обобщающих уроках по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Задания можно использовать как раздаточный материал, а также спроецировать на экран. На уроке защиты проектов по теме «Деепричастный оборот» учащиеся могут выступать в качестве выступающих, слушателей, рецензентов, журналистов. Представленные задания можно выполнять индивидуально, в группах. Творческая работа выполняется дома, а на последующих уроках зачитывается перед классом.

Проект «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте».

1. Подготовительный этап.

1) Учитель знакомит учащихся с предстоящей темой проекта и предлагает внести свои изменения, добавления в название темы (первоначальное рабочее название - «Роль деепричастий в тексте»).

2) Учащиеся обсуждают тему проекта, выявляют, что им известно о данной части речи, о каких признаках и особенностях деепричастия следует говорить более подробно.

3) Учитель предлагает определить цель проекта путём постановки вопросов: « Что нужно сделать, чтобы роль деепричастий в тексте была показана наиболее полно и объёмно? Достаточно ли материалов учебника, чтобы показать особенность употребления этой части речи?»

4) В ходе коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что говорить о роли деепричастий в речи, используя тексты учебника, недостаточно. Деепричастие – сложная и интересная часть речи, поэтому, занимаясь ею, необходимо составлять подробный план работы, использовать различные источники информации. Поскольку деепричастие – яркий представитель художественного стиля речи, следовательно, наиболее полно, ярко и образно оно проявляется в художественных текстах. В итоге тема проекта была сформулирована таким образом: «Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте».

5) На данном этапе работы учащимися используются регулятивные УУД: планирование, постановка задач, определение результата деятельности, анализ.

2. Планирование.

На этапе планирования учащиеся под руководством учителя формулируют задачи, над которыми предстоит работать:
1) определить роль и место деепричастия и деепричастного оборота в художественном тексте;
2) показать на конкретных примерах эстетическую функцию деепричастий;
3) уточнить значение терминов деепричастие, деепричастный оборот, функция, текст, эстетика, используя разнообразные источники информации (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов; Д.Э.Розенталь. Управление в русском языке. Словарь-справочник; ресурсы Интернет).

3.Сбор информации.

Сбор информации осуществляется путём работы с текстами из художественных произведений. Составляется картотека: на отдельные карточки выписываются отрывки из произведений, содержащие деепричастия и деепричастные обороты. После достаточного нахождения предложений с деепричастными оборотами (с обязательным указанием автора) ученики заводят т.н .электронный документ для каждого вида предложений, распределяют их в таблицу в соответствии с позицией в предложении: в начале предложения, в середине, в конце.

После нахождения достаточного количества информации учащиеся анализируют собранный материал, выявляют, все ли карточки связаны с темой проекта и помогут её раскрыть.

На данном этапе работы используются познавательные УУД: нахождение информации, работа с ней (систематизация, обобщение).

4. Наблюдение.
Наблюдение осуществляется путём ответа на следующие вопросы:
1) Каково восприятие текста, в котором есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
2) Возникает ли мысль о какой-то недосказанности или, наоборот, перегрузке текста, в котором есть деепричастия?
3) Что происходит с текстом, в котором есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
4) Как изменится смысл написанного, если убрать деепричастия?
5) Как в тексте прослеживается связь между деепричастиями и глаголами, от которых они образовались?
6) Оправдана ли будет замена деепричастия глаголом, от которого оно образовалось?
7) Какую роль играет интонация? Почему интонация предложений с деепричастными оборотами меняется? Как это связано со структурой предложения?

5. Анализ информации.

Эстетическая функция одиночных деепричастий и деепричастных оборотов может быть рассмотрена в текстах художественного стиля, при этом особое внимание обращается на их место в предложении, способы обособления на письме и при произнесении, а также разные способы выражения интонации.

Если деепричастный оборот стоит в начале предложения, интонация к его завершению замедляется, а затем повышается, потому что роль деепричастных оборотов в синтаксических конструкциях данного типа такова: подготовить читателя к восприятию дальнейшей информации, поэтому произносится данный фрагмент предложения с оттенком продолжения, ожидания. При этом можно отметить и авторское отношение: предложения с деепричастным оборотом в начале предложения звучат торжественно, плавно, певуче. Функция деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, стоящих в середине предложения, носит добавочное значение. Основной смысл высказывания переносится на начало предложения. Порядок слов прямой (подлежащее предшествует сказуемому).

Подлежащее, стоящее в начале предложения, вводит читателя в обстановку написанного нацеливает на дальнейшее целостное восприятие данной информации, показывает, что продолжение предложения тесно связано с началом: это единое, неделимое целое.
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, стоящие в середине предложения, слегка замедляют основное действие и на первый план выводят добавочное, которое играет как бы роль вступления, а сказуемое, выраженное глаголом, логически заканчивает высказывание, берёт на себя главную роль, потому что обозначает основное действие. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, стоящие в середине предложения, являются промежуточным звеном между подлежащим и сказуемым, позволяют читающему особое внимание обратить на действие, о котором говорится в предложении, потому что оно выражено двумя частями речи: сказуемым, обозначающим основное действие, и деепричастием, обозначающим добавочное действие.

Деепричастные обороты, стоящие в конце предложения, выполняют функцию завершения высказывания. Логически и по смыслу они связаны с глаголом, стоящим в начале или середине предложения. Глаголы несут основную смысловую нагрузку, в полной мере характеризуют действие, которое, однако, имеет некоторую незавершённость. Роль деепричастных оборотов в предложениях подобного типа - «дописывать», «дорисовывать» действие.

На примере предложений, содержащих деепричастные обороты и одиночные деепричастия, мы видим, сколь велико их значение. Благодаря их уместному использованию художественные произведения становятся более красочными, образными. Деепричастные обороты способствуют эстетическому восприятию написанного, помогают детально представить себе то, о чём говорится в тексте. Деепричастия и деепричастные обороты как бы «растягивают» действие, делят его на смысловые отрезки, способствуют тому, чтобы мы детально воспринимали написанное, осознавали, что действие может совершаться не мгновенно, а постепенно. Поэты и писатели, использующие в своих произведениях деепричастные обороты, дают качественную
оценку описываемому, воспитывают в читателях художественный вкус.

6. Выводы.

Проанализировав собранный материал, учащиеся приходят к выводу, что деепричастие – незаменимая в художественном стиле часть речи; деепричастия и деепричастные обороты способствуют передаче точной, яркой, образной информации, украшают нашу речь, дописывают, «дорисовывают действие», позволяют увидеть изображаемое в разных ракурсах, дают художественную оценку описываемому, позволяют избежать повторов.

Проект «Предупреждение ошибок в построении предложений, включающих деепричастный оборот».

1.Подготовительная работа.

Тема, предлагаемая для реализации проекта, всесторонне обсуждается учащимися. Учитель наблюдает, корректирует работу. Выявляется необходимость выполнения данной работы, поскольку примеров неправильного употребления предложений с деепричастными оборотами достаточно много, особенно в средствах массовой информации. Задания подобного рода предлагаются в задании №7 во всех вариантах ЕГЭ.

2. Планирование.

Учащиеся под руководством учителя формулируют задачи, которые предстоит реализовать в ходе работы над проектом.
1) Отобрать необходимый языковой материал к данной теме.
2) Проанализировать собранное, выявить типичные ошибки.
3) Составить схему, которая поможет избежать ошибок при употреблении данных грамматических конструкций.

3. Ход работы.

1 )Найти необходимое количество языкового материала, способствующего работе над темой проекта.
2) Выявить типичность ошибки, попытаться понять, в чём она состоит.
3) Составить алгоритм, способствующий правильному употреблению предложений данного типа.

4. Исследование.

  1. Подбор языкового материала, содержащего ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
  2. Наблюдение за местом и ролью деепричастных оборотов в предложениях данного типа.
  3. Классификация ошибок.
  4. Анализ собранного материала.
  5. Почему при чтении возникает двусмысленность? Почему смысл прочитанного непонятен?
  6. Каким образом нужно отредактировать предложения, чтобы они были построены правильно?

5. Выводы по выполненной работе.

Предложения, в которых есть нарушения грамматической связи между подлежащим, сказуемым и деепричастием (или деепричастным оборотом), довольно часто встречаются в нашей речи. В результате прочитанного возникает двусмысленность. Кто или что является предметом или лицом высказывания? Кто или что производит действие? Как деепричастие связано с глаголом? Относительно какого глагола нужно рассматривать связь с деепричастием?

Чтобы решить проблемы подобного рода, учащимися под руководством учителя была проведена соответствующая работа, даны ответы на поставленные вопросы и выработан алгоритм действий, позволяющий избежать ошибок.

Алгоритм.

1) Найти подлежащее.

2) Установить связь со сказуемым. Убедиться в наличии полного согласования, возможности задать вопрос от подлежащего к сказуемому и наоборот.

3) Найти деепричастие. Определить, от какого глагола оно образовано.

4) К найденным подлежащему и сказуемому попробовать добавить глагол, от которого образовалось деепричастие. Если полученное нераспространённое предложение имеет смысл, а сказуемое, образовавшее деепричастие, также связано с подлежащим по смыслу, то исходное сказуемое и вновь образованное должны быть однородными.

5) Если смысловая связь нарушена, значит глагол-сказуемое, обозначающий основное действие, относится к подлежащему, а глагол, образовавший деепричастие, характеризует другое лицо или предмет. В связи с наличием образовавшегося противоречия следует заменить данное предложение на другую синтаксическую конструкцию, например, сложноподчинённое предложение с придаточной частью. Данная замена будет вполне оправдана.
Учебные проекты, выполненные учащимися, - возможность проявить себя в качестве исследователей, показать решение проблемы, результаты которой могут быть представлены в любой самостоятельно выбранной форме. Для учителя учебные проекты – важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие учащихся в ходе познания, а УУД выступают как цель, результат и средство специально организованной учебной деятельности.
По ходу занятия учащиеся высказывали своё мнение (рефлексивная деятельность): «Мне стало известно, что деепричастия относятся к художественному стилю речи, поэтому практически не употребляются в обычной разговорной речи. При написании сочинения и изложения я буду использовать одиночные деепричастия и деепричастные обороты». «То, что мне стало известно о деепричастном обороте, я буду использовать при выполнении упражнений, контрольных работ. Алгоритм, с которым я познакомился, поможет правильно строить свои высказывания и не допускать ошибок». «Я понял, что с помощью деепричастия можно показать свою начитанность, грамотно построить высказывание не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания, биологии, физики».

7 .Продукты методического проекта.

Благодаря работе над проектами по теме «Деепричастный оборот» учащиеся приобрели умение отбирать необходимый теоретический и языковой материал, работать в этом направлении, безошибочно находить указанную часть речи в тексте, давать полную морфологическую характеристику, правильно задавать вопрос в зависимости от места и роли в предложении, определять вид, возвратность, объяснять синтаксическую роль, находить глагол, который осуществляет грамматическую связь с деепричастием. Учащиеся приобрели умение находить деепричастный оборот, обособлять его на письме запятыми (знаки выделения), при произнесении - с помощью интонации. Учащиеся могут дать характеристику предложениям с деепричастными оборотами, объяснить особенности интонации в зависимости от места деепричастного оборота в предложении, увидеть их принадлежность к текстам художественного стиля, доказать данное положение.
Изучение деепричастий и деепричастных оборотов, работа с ними, составление собственных текстов с использованием данной части речи, включение их в синтаксические конструкции способствуют развитию художественно-эстетического вкуса.

Ещё одна исследовательская «находка» - это созданный учащимися алгоритм, используя который, можно не ошибиться в выполнении задания №7 ЕГЭ. Устанавливая соответствие между предложениями, содержащими ошибки, и списком грамматических ошибок, ученики могут применить алгоритм работы с предложениями, содержащими ошибки в употреблении деепричастных оборотов, т.к. прежде чем воспользоваться терминами с названиями грамматических ошибок, их нужно исправить, а потом дать правильное название.
Продукт данного методического проекта – презентации, карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, сочинение-миниатюра.

8. Условия эффективности использования типовых решений в практике.

Работа по реализации описанных проектов проводилась в общеобразовательной школе. Для успешного достижения результатов учащимися был изучен теоретический материал по теме (учебник), привлекались дополнительные источники информации (словари, научно-популярные издания), практическая работа проводилась с привлечением художественных текстов, всесторонним анализом выбранных отрывков из произведений. Обработка собранной информации осуществлялась с помощью компьютера.
Проектная форма работы помогла раскрыть творческий потенциал учителя и учащихся.