Классный час "Хлеб – это наша жизнь"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • рассказать историю происхождения хлеба;
  • раскрыть его значение для нашего народа;
  • воспитывать патриотизм, бережное отношение к хлебу, уважение к чужому труду; расширить кругозор обучающихся.

Оборудование:

  • каравай с солью на рушнике,
  • нормы хлеба в блокадном Ленинграде,
  • таблички с названием станций,
  • проектор.

Ход мероприятия

“Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба” – гласит народная мудрость.

Классный руководитель. Ребята, догадайтесь, о чем идет речь?

1.

Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.

2.

Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.

3.

Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.

4.

Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.

Классный руководитель. Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

- Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

5.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.

6.

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

7.

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

8.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

9.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

10.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

11.

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

Классный руководитель. - Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой.

Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Классный руководитель. Ребята, посмотрите, в руках у меня волшебный колобок из русской народной сказки. Что за история приключилась с этим колобком? (Ответы детей).

Верно! Он отправился путешествовать. И мы с вами сегодня совершим увлекательное путешествие с Колобком. И первая станция, на которой мы сделаем остановку:

“Историческая”

-По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Злаки – пшеница, рожь, ячмень Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

-Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше.

12.

Есть такие слова:
“Он всему голова”
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

13.

На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.

14.

Если хлеба мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

Классный руководитель: Отправляемся дальше. Следующая наша станция:

“От зерна до каравая”

15.

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

Классный руководитель. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города.

Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. Одним из важнейших факторов помогающим выстоять, защитить свою Родину, был и остается хлеб – мерило жизни, наравне с оружием.

Ломоть хлеба белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть- доступный и обеденный. Но никогда не забудется легендарная осьмушка или 125 граммов - драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

Сто двадцать пять граммов хлеба, пепельно – черный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов.

Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было). И этого хлеба полагалось всего 125 грамм на человека в сутки.

В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. А еще месяц спустя тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовые почки и сосновую кору.

Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен.

Классный руководитель: Теперь мы с вами знаем, как ценился хлеб в годы войны. И следующая наша остановка на станции:

“Бережливая”

16.

Три паренька по переулку
Играя, будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали –
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот, она уже в игре.

17.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул.
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито.
Он долго пыль с нее стирал,
И, вдруг, спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

18.

- Ты кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой!

19.

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.

20.

В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал”.

21.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.

22.

Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

Классный руководитель: Я надеюсь, среди вас , ребята, нет и не будет тех, кто бросит хлеб или будет с ним играть. Ну а следующая остановка у нас на станции:

“Это интересно”

Хлебные рекордсмены.

Самая длинная плетёная булка — 9,2 метра — была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в ЮАР. Её длина составляла три метра, ширина и высота — более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

Хлебный король.

Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: "король хлеба". Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

Весомый подарок

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг) .

Популярная добавка.

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

Классный руководитель: Вот видите, ребята, какие интересные факты о хлебе мы с вами узнали. Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о хлебе:

Станция “Закончи фразу”

- Много пословиц о хлебе сложил человек. Я начну, а вы завершите . хором , дружно говорите:

  • Хлеб-батюшка, вода-…(матушка).
  • Худ обед, когда…(хлеба нет).
  • Хлеба ни куска, так и в доме…(тоска).
  • Хлебушко - калачу…(дедушка).
  • Без соли невкусно. Без хлеба -…(несытно).
  • Хочешь есть калачи – не сиди (на печи).

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? (Ответы детей)

О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей)

Правила

- Подводя итог, я хочу, чтобы вы запомнили золотое правило: “Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери!”

- Послушайте стихотворение, которое несёт очень глубокий смысл.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шёл не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

Классный руководитель. А сейчас я вас всех хочу угостить хлебом.(Разрезает каравай хлеба на всех.)