Тема сиротства в повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй меня, мама!»

Разделы: Литература


Семья – главный источник передачи ребенку социально-исторического опыта, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Это травмирует психику ребенка и кардинально меняет его судьбу. Также влияет на его интеллектуальное, духовное, физическое и нравственное развитие. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

Проблема сиротства является не только социальной, но и педагогической. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Также эта проблема отражается и в литературе.

В башкирской литературе немало произведений, посвященных теме сиротства. Но в последние годы все рекорды побила книга молодого прозаика Айгиза Баймухаметова “Не оставляй, мама!”

Айгиз Гиззатович Баймухаметов родился 27 октября 1988 года в многодетной семье в деревне Абзаково Белорецкого района Республики Башкортостан. Рано осиротев (умерли от тяжелой болезни мать и отец, остались сиротами 6 детей), воспитывался в Серменовском детском доме. Окончил факультет башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета. Прослушал специальные курсы в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Член союза Писателей РБ и РФ, Член союза Журналистов РБ и РФ. Работает в отделе литературы и культуры газеты “Башкортостан”.

Айгиз Баймухаметов – представитель башкирской литературы начала XXI века. Его произведения регулярно печатаются во всех республиканских изданиях. В 2013 году за рассказы был удостоен премии имени М. Акмуллы журнала "Аманат". Его книга "Не оставляй, мама!" была в числе победителей VIII Республиканского конкурса “Лучшая башкирская книга года Республики Башкортостан”. Чувашский прозаик, главный редактор газеты “Cамрaксен хаcачe” (“Молодежная газета”), лауреат Государственной молодежной премии Чувашской Республики Дмитрий Моисеев эту повесть перевел на чувашский язык. Произведение “Ан хавар, анне” было опубликовано в республиканской газете Чувашии.

В 2015 году за книги “?алдырма, ?с?й!” и “Не оставляй, мама!” удостоен Государственной республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича.

Был делегатом Дней башкирской литературы в Челябинской области. По рекомендации Союза писателей Башкортостана, был делегатом Курултая тюркского мира (г.Трабзон, Турция).

Вышла вторая книга прозаика “Жизнь без сказки”. Книга является продолжением первой. В данное время он работает над третьей книгой “Урам балалары” (“Беспризорники”).

По книге “Не оставляй, мама!” был поставлен спектакль Башкирским драматическим академическим театром имени Мажита Гафури. В театре аншлаг. Нет билетов, нет свободных мест. По многочисленным просьбам зрителей труппа вышла на гастроли по районам республики. Режиссер спектакля Ильсур Казакбаев приглашен в Бурятию. Там готовится представление по повести Айгиза Баймухаметова.

По республике прошли встречи с писателем. Люди ходили на презентацию книги с огромным желанием, они хотели услышать про жизнь молодого прозаика. В нашей Тавакановской школе (Республика Башкортостан Кугарчинский район) тоже прошла такая встреча. Дети прочитали книгу, сделали иллюстрации, инсценировали отдельные отрывки, приготовили интересные вопросы. Вот что рассказал нам Айгиз Баймухаметов: “История написания этой повести очень интересная. Меня - студента пятого курса взяли корреспондентом в республиканскую газету “Башкортостан”. Там работают башкирские писатели. Я им иногда рассказывал пережитое в детдоме. И тогда мне говорили : “Айгиз, мы потрясены. Скорей книгу!”. Однажды по случаю праздника 8 Марта мне дали задание написать статью про женщину, которая является примером для многих. Но обычно печатают статьи похожие друг на друга. Мне же хотелось что-то необычное сделать. И в это время я почему-то вспомнил минуты, когда прощались с мамой. С волнением и болью в душе описал этот момент. Я и сам не осознавал – это статья или рассказ? Главное, что я хотел сказать, чтобы дети ценили родителей. Напечатали в газете под названием “Не оставляй, мама!” и тут же посыпались отзывы. Я воодушевился и принялся писать продолжение. Так родилась эта повесть. Я ее написал за шесть месяцев. После большого резонанса, директора детдома – прототипа повести сняли с должности. Но когда я писал эту книгу – у меня цель была другая. Я хотел показать всю сложность и горечь сиротской жизни. Я описывал не только свой детдом, эта проблема всей России. Я хотел, чтобы было меньше сирот, родители не оставляли детей. В нашем детдоме было около ста детей. И у 90 - родители живы”.

Книги “Не оставляй, мама!” и “”Жизнь без сказки” читаются на одном дыхании. Эмоции зашкаливают, невозможно обойтись без слез. После чтения у детей, я думаю, рождается особенные чувства по отношению к родителям, а у родителей, к своим детям. У нас есть все: крыша над головой, семья, дети, еда, одежда. Детям-сиротам повезло меньше. Им выпала горькая доля жить в детских домах. Мы часто видим по телевизору, какая там прекрасная жизнь: современно оборудованные здания, многочисленные кружки, воспитатели с высшим образованием. Кажется, что детдомовцам просто рай. Оказывается, не все там так хорошо. В большинстве случаев отношение сиротам оставляет желать лучшего. Хотя дети ни в чем не виноваты. Айгиз Баймухаметов пишет свою автобиографию. Даже некоторые имена он не изменил.

Главный герой — круглый сирота Ильяс. Потеря родителей обернулась для него новым испытанием — он вместе со своими сестрами попал в среду “трудных” детей. Ему не хватает главного — любви, сочувствия близких людей. Вместо этого герой сталкивается с жестокостью, как со стороны работников детдома, так и самих воспитанников. У Ильяса нет возможности даже встретиться с сестрами. У него появляется проблема с больным зубом, но администрация отказывает в помощи, мол никто еще не умер от кариеса. Ильяс вынужден убежать и тайно лечить зуб, но при обратной дороге из города сел не на тот автобус, уехал далеко в незнакомые места, ночью остался на улице, где выли волки, и свирепствовал буран, с помощью добрых людей приехал обратно в детдом, за все эти страдания был еще наказан. Директор детдома Мавлида Нургалиевна постоянно прибегала к помощи Даяна, старшеклассника, который не блистал умом, зато кулак у него был крепкий. Он всегда “воспитывал” маленьких. Ему поручили дать урок Ильясу, чтоб другим неповадно было. Даян заставил Ильяса бегать по снегу босиком. На снегу остались окровавленные следы 11-летнего мальчика. Таких случаев очень много. И каждый из них читается со слезами на глазах. Например, борьба за одежду (всегда выдавались не по размеру), подработка на рынке, чтобы оплатить дань Даяну и т.д. Некоторые воспитатели даже не постеснялись использовать детский труд у себя в хозяйстве. Дети вынуждены были ухаживать за скотом, копать картошку и т.д. Никто их не кормил, обедали, ужинали в детдоме. Были и добрые сотрудники. Например, ночная нянка Флюра апай. Но ее уволили, так как она приносила домашнюю еду, по воскресеньям приглашала детей в гости. Во время встречи Айгиз признался, что ничего не выдумано, все это происходило с ним. Он учился очень хорошо. Хотел поступить в университет. Но директор не разрешила, потому что всех выпускников 9-го класса отправляли в техникумы и колледжи. Ильясу тоже запретили продолжить учебу в старших классах. Но он написал письмо самому министру образования. Приехала комиссия, и его оставили. За это он тоже был наказан. Читатели переживают трагическую жизнь Фарита. Его выкинули из окна и неделю держали в детдоме без оказания медпомощи, после этого он умер. При этом произведение пронизано оптимизмом: Ильяс своим примером доказывает, что можно достичь многого, если ставить правильные цели. Так он всю свою сознательную жизнь стремился учиться в вузе и стать большим человеком. Его мечта сбылась. Он самый читаемый молодой прозаик не только в республике, но и далеко за ее пределами.

Книга молодого писателя Айгиза Баймухаметова “Не оставляй, мама!” (перевод Гульфиры Гаскаровой) вышла в 2014 году. Сначала была издана дважды на башкирском языке в издательстве “Китап” имени Зайнаб Биишевой. Как отметил Народный поэт Башкортостана Кадим Аралбай, это произведение, повествующее о горькой доле детей-сирот, о дефиците тепла и чуткости со стороны общества, стало новым словом в современной башкирской прозе. 2013 году эта книга была в числе победителей VIII Республиканского конкурса “Лучшая башкирская книга года Республики Башкортостан”. “Эта книга небольшая по форме, но очень весомая по содержанию, заслуженно просится быть настольной у всего населения республики (и не только)”, – так писал Герой Советского Союза Куддус Латыпов. Также высокую оценку этому произведению дали признанные мастера пера – Нугуман Мусин, Рафаэль Азнагулов, Суфиян Поварисов, Хасан Назар, Тансулпан Гарипова, Гузель Ситдыкова и многие другие.

Сиротство является актуальной проблемой. Писатели, поднимая эту проблему, описывают свое отношение в произведениях различных жанров, тем самым привлекают к этой проблеме все больше внимания