Комплексный урок "Малые жанры устного народного творчества"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Подготовка к уроку.

Литература.

Вначале дети знакомились с произведениями устного народного творчества-

- потешки;

- считалки;

- скороговорки;

- загадки;

- небылицы;

- побасенки.

велось акцентное вычитывание данных произведений, рассматривались точки зрения автора, читателя и героев. Далее детям было предложено написать цикл сочинений. Это были классные сочинения: “Считалки”, “Загадки”, “Скороговорки”; домашние сочинения: “Потешки”, “Небылицы” “Побасенки”; коллективная творческая работа “Колыбельные песни”. Данные сочинения были представлены на классной выставке детских работ и занесены в классную литературную книгу. Изучение темы заканчивалось уроком “Праздник читательских удовольствий, читаем народные произведения”, на котором ребята готовили произведения устного народного творчества, показывали зарисовки-спектакли по побасенкам, проводили конкурс “Скороговорителей”, путешествовали в “Страну Загадок” и “Страну Перевертышей”, играли в народные игры, применяя считалки.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Была подготовлена выставка детских работ, выполненная акварелью, карандашом, флористикой. В своих работах при помощи художественных средств дети пытались выразить свое отношение к написанным ими произведениям. Ребята расписывали деревянные игрушки, которые изготовили своими руками на мастер - классах на фабрике кукол и фабрике Богородской игрушки.

Хореографическое искусство.

Танец – одно из средств эстетического воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, его радует точность, красота, пластичность с которой он выполняет сложные танцевальные па.

Главным выразительным средством танца является пластика человеческого тела. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Именно музыкальное сопровождение танца играет большую роль в его исполнении.

Педагогом хореографии были подготовлены танцевальные композиции в народном стиле. На уроке была представлена композиция “Танец с лаптями”

Музыка.

Задача музыкального отделения в единстве с учителем глубже отразить тему, подобрать соответствующий теме урока репертуар и подготовить ученика к качественному исполнению музыкального произведения. Такие мероприятия нравятся детям, они с большим удовольствием выступают перед своими товарищами. Это дает стимул для более быстрого разучивания репертуара и удачного выступления. Интегрированные уроки создают наилучшие условия для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности у детей. У них возникает стремление и дальше участвовать в таких мероприятиях. Это пример для тех, кто еще в этом не участвовал.

Учащиеся с большим вниманием подошли к выбору музыкальных произведений для урока. Подбор репертуара, попытки сочинить свои музыкальные тексты помогло детям более глубоко осознать изучаемый материал. Фортепиано, скрипка, свирель, баян – звучание всех этих инструментов сопровождало каждое действие урока.

Народная культура.

Огромную роль в изучении данного материала играет отделение фольклорного искусства: старинные игры, загадки, побасенки- все это нашло отражение в музыкальных уроках данного отделения. На уроке представлены народные песни, танцы, колыбельные песни, песни- небылицы, песни – скороговорки.

Внеклассная работа.

Нельзя оставить без внимания и внеклассную работу. Чтобы глубже проникнуть в историю и быт русского народа проводится с учащимися множество бесед, викторин, чтение внеклассной литературы. И обязательно экскурсии. Чтобы подготовить детей к изучению тем по устному народному творчеству, были проведены экскурсии на фабрику Богородской игрушки, музей деревянного зодчества, музей- усадьбу Абрамцево, на фабрику кукол. Там дети участвовали в мастер-классах, где каждый смог собрать и деревянную игрушку, и расписать Загорскую матрешку, посмотреть, как шьются русские народные костюмы различных губерний нашей области, изучали быт русской деревни.

Работа с родителями

Работа с родителями – одно из звеньев подготовки к уроку. Придумывание эскизов для картин по изобразительному искусству, изготовление поделок из природного материала, выучивание текстов песен, музыкальных произведений, сопровождение в поездках – во всем этом они оказывают посильную помощь детям. Написание домашних сочинений проходит не без их помощи. И все это помогает родителям вникнуть в изучаемый материал. Участие в самом уроке тоже не обходится без родителей. Они это делают с большим удовольствием, не отказываются исполнить роль героев. Иногда для ребят это становится большим сюрпризом и вызывает бурю восторгов и гордость.

Необходимо отметить, что каждый комплексный урок проводится по разным структурам. Рассматривая технологии интегрированного урока данный урок можно отнести взаимопроникающей форме организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, в которую органично вплетаются другие виды. Данный урок относится к виду урок-спектакль.

ЦЕЛИ:

  • Литература. Формирования высокой познавательной мотивации учения, культуры общения. При помощи народных произведений помочь детям понять и увидеть жизнь людей в древней Руси. Через игру способствовать приобретению навыков самостоятельного осмысления культурологического материала. Помочь увидеть переход одного вида искусства в другой, связь различных видов искусств.
  • ИЗО. Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней этого искусства.
  • Хореография. Помочь детям передать при помощи танца свое видение той или иной стихии.
  • Музыка. Научить детей слышать музыку, представлять музыкальные картины, передавать через звучание чувства, эмоции.
  • Народная культура. Создание условий для воспитания у детей уважения к традициям, истории и культуре русского народа, равно как и к культурному наследию всего человечества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки детей, мультимедийный проектор, костюмы, музыкальные инструменты, игрушки, выставка деревянных игрушек, оформление сцены в деревенском стиле.

УРОК ПОДГОТОВИЛИ:

  • Субботина Е.В. – учитель литературы.
  • Куликова С.В. – воспитатель.
  • Михайлова Г.В. – преподаватель ИЗО.
  • Федосеева Е.В. – преподаватель хореографии.
  • Кондратьев И.В. – преподаватель фольклорного искусства.
  • Кондратьева Т.А. – преподаватель фольклорного искусства.
  • Комлева Н.В. – преподаватель фольклорного искусства.
  • Миловидов С. В. – преподаватель фольклорного искусства.
  • Ведрова О.П.. – преподаватель музыки.
  • Кузьмичева - преподаватель музыки.
  • Веденеев А.С. - родитель

Сегодня мы представим вам урок, на котором ребята покажут вам отрывок из жизни детей в русской деревне. И так, мы начинаем.

Раннее утро в деревне, все просыпается.

(мультимедийный проектор, фонограмма утра, музыкальное произведение на фортепиано).

Вот и день настал в нашей деревне, ребятишки, как семечки высыпали на улицу. Посмотрим, чем они занимаются.

(потешки, игра в куклы, демонстрация картин)

Паучок, паучок, хвать Дашу за бочок.
Лягушка, лягушка, хвать Дашу за ушко.
Олени, олени, хвать Дашу за колени.
Песик, песик, хвать Дашу ха носик.
Бегемот, бегемот, хвать Дашу ха живот.
Оса, оса, хвать Дашу за волоса.
Кузнечики, кузнечики, хвать Дашу за плечики.

Ножки, мои ноженьки, бегите по дороженьке.
Прибежите во лесок, под малиновый кусток.
Буду я малинку рвать, землянику собирать.
Буду деток я кормить, им варение варить.

Наша Алена маленька, на ней шубка аленька.
А на ногах сапожки, не замерзнут ножки.

- А что они делают?

- Вспоминают, как мама их учила ходить, одеваться, да развлекала, чтобы не плакали.

- Я тоже потешки знаю, мне мама рассказывала.

Котя, котенька, коток, у тебя серенький хвосток,
Лапки полосаты, а усы усаты.
Ты меня не обижай, лучше ты со мной сыграй.

- А моя мама с моей сестренкой так играет:

У нашей Машеньки ноженьки маленьки,
Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп.
Птичка прилетела, Маше песенку запела.
Птичка “Гули-гули”, Маша – “Ули-ули”.

- И я потешки знаю!

Ладушки, ладушки, поехали мы к бабушке.
Испекли оладушки, на окно поставили,
Остывать заставили.
Немного погодим, всем оладушек дадим.

- Ладно, ребята, хватит сидеть. Давайте поиграем в “Дедушку Егора”.

- А чтобы не ругаться, давайте-ка считаться.

(дети встают в круг, русская - народная игра “Дедушка Егор”, мультимедийный проектор.)

- Я считалку знаю:

Раз, два, три, четыре, пять, вышла девочка гулять.
А за ней бежит собака, за собакою котята,
За котятами утята, а за ними спешит слон,
Ты поверил? Выйди вон.
(фольклорная игра)

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?
Пяточка, носочек, раз, два, три,
Пяточка, носочек – повтори. (3 раза)

- Теперь я считаю:

Мы хотели поиграть, получилась цифра пять.
Вдруг ворона прилетела, и тебе водить велела.

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?
Покружились, повертели,
Полетели, полетели. (3 раза)

- А вот моя считалка:

Раз, два, три, четыре, пять. Собрались, давай играть.
Чтобы было веселей, приглашай своих друзей.
Смелого Егора, Сильного Антона,
Хохотушку Соню, вредину Алену.
Ну а тот, кто пошустрей, поводи среди друзей.

Как у дедушки Егора было семеро детей,
Они пили, они ели, и на дедушку глядели,
И все делали вот так. Как?

Поглядим мы друг на друга
И попрыгаем немного.

- Ох, устали, давайте отдохнем, да поговорим.

- А о чем говорить-то будем?

- Давайте соревноваться. Кто скороговорку повторит правильно да быстро. Слушайте.

Прилетела тараторка, тараторит тараторка,
Тараторит тараторка, быстро - быстро говорит,
Тара-ра, тара-ра с вечера и до утра.

- Я знаю одну хорошую скороговорку. Попробуйте повторить.

Шла ежиха на лужок, а за ней летел жучок.
Ежиха на лужонке встретила ежонка. (картинка)

- Нет, такую не повторить.

- А может нам гости помогут (игра с гостями)

- А мою скороговорку повторите?

У пеньков опять пять опят. (картинка)

- Молодцы! А мою повторить сможете?

Сороки сорочатам сорочки строчат. (картинка)

- Ребята, а давайте споем скороговорку все вместе. Это так здорово!

(фольклор, картинка)

Утром присев на зеленом пригорке, учат вороны скороговорки...

(входит дедушка, кашляет)

- Смотрите, ребята, дедушка пришел. Сейчас интересно будет.

- Дедушка посиди с нами, да скороговорки поговори.

- Что вы, старый я совсем, зубов нет, язык не слушается. Где уж мне за вами пострелами поспеть!

- Тогда расскажи что-нибудь! (картинка)

Мой друг Ермошка ехал на гармошке,
Поскакал немножко, пересел на ложку.
Ложка сломалась, гармошка потерялась.
Ермошка сел на скалку, взял большую палку,
Едет погоняет, песни распевает.

- Нет, такого не бывает!

- Бывает, бывает, своими глазами видел.

- Да они у тебя старенькие. Было-то все совсем не так!

(небылицы, картинки)

- Это что! А вот я вчерась вечером видала:

(небылицы, картинки)

- А я вам историю спою.

(фольклорная небылица фонограмма, вокал)

- Совсем вы мне голову заморочили, устал даже. Лучше пойду на печи полежу, да косточки свои погрею.

- Тетка Акулина, поиграй с нами.

- Да что вы, некогда мне. Дела делать надо. Ведь у меня

Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.

- Что это? Мы не знаем. А вы, ребята знаете (повторить загадку, игра со зрителями, все в это время уходят, остаются только те, кто участвует в побасенках, картинки)

- Какие вы умные. А на мой вопрос ответьте

Показались из дупла два огромные шара.
В темноте горят огнем, но совсем не видят днем! (картинка)

- Правильно! Слушайте дальше!

Рассыпала Лукерья, серебряные перья,
Закрутила зима, стала улица бела. (картинка)

- Еще послушаете?

Пушистый хвостик, большие ушки,
Грызет орешки, живет в дупле. (картинка)

- Угадали. Тогда самый сложный вопрос.

Не глубоко ныряет, недалеко таскает.
Сама небольшая. А мой живот набивает. (картинка)

- Какие молодцы! Все знаете. А что там за шум. Посмотрим?

(В побасенке участвует двое детей. Громкий плач, картинка)

- Ты чего плачешь?
- Домой идти боюсь.
- Чего домой идти боишься?
- Мама заругает.
- Чего тебя мама заругает?
- Я ноги промочила.
- Сильно?
- Нет, по самые плечи!!!

(фонограмма, картинка, мальчики с инструментами выходят друг за другом)

- Кузьма! (кричат по очереди, он не отзывается)
- Кузьма, пойдем строить дома!
- А меня дома нема!!!
(советуются)
- Кузьма! (кричат по очереди, он не отзывается)
- Кузьма! Пойдешь на обед? Или тебя опять дома нет?
- Обедать – это мне знакомо. Коль обед, то я дома! (отдают ему инструменты и уходят, выходит Акулина)

- Вот и вечер наступил, пора домой. Слышите, маленьких спать укладывают.

(произведение “Колыбельная”, скрипка, в это время выходит девочка с куклой, картинки, чтение колыбельной)

Наступают в деревне сумерки, готовятся ко сну ребятишки.

(выходит фольклор)

- А молодежь на гулянье спешит! (фольклорная песня “Улица”, потом танец с лаптями)

- Наш урок подошел к концу. Мы показали вам жанры устного народного творчества. (ученик называет жанр, ребята, которые его показывали, выходят и называют задачу жанра, сопровождение картинками)

- Потешки

- Они весело учат маленьких детей различным жестам и навыкам.

- Считалки.

- Они учат весело распределить роли в игре.

- Скороговорки.

- Они весело учат чистоте произношения.

- Небылицы.

- Они учат отличать действительность от фантазии.

- Загадки.

- Они помогают развивать воображение.

- Побасенки.

- Они высмеивают дурные черты характера, или показывают остроумие героя.

- Колыбельные.

- Они помогают успокоить малыша, настроить его на приятные сновидения.

- Еще хочется поблагодарить всех, кто принял участие в подготовке этого урока.