Внедрение современных технологий работы с родителями как условие реализации ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) становится привлечение родителей к участию в работе детского сада.

Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования гласит: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Наш коллектив поставил перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали новым требованиям стандарта. Взглянуть по-другому на шаблонное применение основных позиций дошкольного образования в вопросе взаимодействия с родителями. Основной аспект, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей. В этом контексте мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.

Главная задача по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нами разработан проект «Компетентностный подход в интерактивных формах взаимодействия с родителями»

Цель и задачи проекта состоят в том, чтобы найти такие формы взаимодействия с семьёй, которые бы способствовали формированию компетентностного родителя и осознанного родительства-составляющих успешной социализации ребенка. Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Компетентностный подход в интерактивных формах работы прежде всего проектирует оптимальное взаимовоздействие системе «педагоги — родители — дети» или стратегия «Мы». Мы подошли с позиции компетентностного подхода к казалось бы, традиционным формам работы с родителями.

Мы отказались от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдали приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения и т.д.. Мы нашли одну из информационных и сравнительно новых форм сотрудничества детского сада вернее сказать самой группы детского сада с семьей создание группы в Viber и WhatsApp.

В группе Viber происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени. Добавляя фото и видео. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его особенности. «Уголок- краткой информации». В свободном для родителей доступе находятся стенды для размещения любых высказываний и цитат по теме воспитания. Возможные рубрики: «Цитата недели», «Цитата дня» Данная рубрика знакомит родителей с краткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. И дает возможность высказать свое мнение по данному вопросу.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является домашнее задание для родителей по лексическим темам, даются на усвоение и закрепление пройденного материала в саду. Выполняя предложенные задания, родители, получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме. Несложные задания идут от простого к сложному, систематически и концентрично (математические, лексико- грамматические, двигательные) с учетом актуальности той или иной темы в виде игр, это помогает поддерживать интерес ребенка. Родители выполняют наши задания сами предлагают помощь в создании развивающей среды в ДОУ.

Важным звеном в работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Включить видеосюжет.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Положительный опыт семейного воспитания воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях. Почтовый ящик обычно используют для обратной связи родителей с ДОУ. Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Работают в нашей родительской почте ящики «Вопросники" для писем - вопросов от родителей; "Почта родительских идей"- советы по выбранным темам, "Почта родительского гнева"- готовность решать проблемы детей с помощью детского сада и полноценного пребывания ребенка в детском саду. При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. В помощь родителям мы проводим игровые сеансы т.к. практика показывает, что родители не всегда владеют элементарными навыками игры и, соответственно, не могут научить этому своего ребенка. На них мы знакомим родителей с играми и способами игры традиционными по инструкции и новыми возможностями их использования.

Игровые сеансы - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровые сеансы, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. В наглядно – информационном направлении наша цель: сделать интересный опыт воспитания в семье достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Эта форма работы позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а нам поддерживать «обратную связь» с семьёй. Детское портфолио это «любимая книга», которую ребенок создает вместе с родителем и воспитателем, в ней он выражает свои интересы, желания, мечты. Это не отчет ребенка, но все-таки портфолио имеет оценочную функцию. Сбор информации идет со стороны родителей под руководством воспитателя. Очень важно сделать родителей своими союзниками, важно научить наблюдать и подмечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать-зарисовывать. И не от случая к случаю, а систематически, выделять особенно яркие и интересные моменты развития ребенка. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, т.е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности просматривается в компетентностном подходе к портфолио.

Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Почему именно эта форма работы?

  1. Делает образовательную деятельность в ДОУ более открытой для родителей.
  2. Учитывает потребности семьи.
  3. Способствует сплочению родительского коллектива, а также укреплению детско-родительских отношений.
  4. Создаёт условия для совместной творческой деятельности детей-педагогов-родителей.
  5. Объединяет в себе более мелкие формы работы с семьями воспитанников и имеет способность привлечь все имеющиеся ресурсы.
  6. Увеличивает круг взаимодействия семьи и детского сада.
  7. На совместных встречах в клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.
  8. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Л.А. Никитин говорил: «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

В нашем ДОУ разработано Положение о родительском клубе. Родительский клуб-структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла устроителей. Всё направлено на максимальную результативность встречи её участников. В ходе деятельности клуба родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, видят результаты работы участников образовательной деятельности. Работа родительского клуба способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, искренних и доброжелательных отношений. Тематика составляется отдельно по каждой группе, а затем на каждый учебный год план работы клуба объединяется в единый план. Тематика зависит от запроса родителей, годовой задачи детского сада, а также от направленности группы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Если запросы родителей из разных групп повторяются, то заседание клуба может пройти для одновозрастных групп, либо для тех родителей, кого волнует какая-либо тема или проблема (особенно это касается вопросов, которые могут осветить грамотно, профессионально специалисты: логопед, психолог, дефектолог.

Работа клуба организована по четырём этапам:

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного тематического плана работы клуба на учебный год, утверждение графика проведения заседаний. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа «Родительского клуба».
  4. Подведение итогов.

В структуру совместных мероприятий в рамках Клуба могут входить следующие компоненты (формы):

  • слово педагога ДОУ по теме заседания;
  • выступление специалиста (по запросу родителей);
  • анкетирование;
  • обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • просмотр видеофильма;
  • выступления желающих родителей;
  • открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • видеосюжеты работы с детьми;
  • интервью с родителями;
  • интервью с детьми (видео);
  • выступление детей;
  • рекомендации, памятки, шпаргалки, буклеты; информационные бюллетени;
  • педагогические беседы;
  • тематические консультации;
  • выпуск газет;
  • практическое обучающее занятие;
  • анализ заболеваемости;
  • видеоролики;
  • анализ анкет;
  • презентация практик семейного опыта воспитания;
  • совместные игровые сеансы с детьми; совместное творчество;
  • круглый стол (метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод совместных действий, метод конструктивного спора, метод вербальной дискуссии);
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум;
  • тематические выставки;
  • выполнение домашних заданий (для родителей);
  • самостоятельная свободная деятельность ребёнка, снятая на видеокамеру (в виде отчётов) для наблюдения за деятельностью ребёнка в семье, за тем, чем он любит заниматься дома;

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий. Хочется верить, что нам это удается, мы не останавливаемся на достигнутом ищем новые пути и сохраняем наработанное.

Литература:

  1. Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/ .– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128с
  3. Дыбина О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно-методических работ – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.