В помощь учителю биологии

Разделы: Биология


 «Процесс учения – повседневный труд, и в этом труде воспитывается личность»
Л. Н. Толстой

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 24 задание работа с текстовым заданием, необходимо найти ошибки в приведенном тексте. Указать номера предложений в которых сделаны ошибки, исправить эти ошибки.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

  1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.
  2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.
  3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.
  4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

Умение работать с текстом и находить ошибки. Высокий уровень. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

1. 1. Круглых червей, в отличие от плоских червей, относят к двухслойным нечленистым животным; они имеют первичную полость тела, заполненную жидкостью. 2. Кольчатые черви, в отличие от круглых червей. Способны к активному движению. 3. В эволюции животных первичная полость сформировалась у круглых червей. 4. Двухсторонняя симметрия впервые появилась у кольчатых червей. 5. Плоские. круглые и кольчатые черви имеют кожно-мускульный мешок. (1. Круглых червей, как и плоских червей, относят к трехслойным животным. 2. Способность к активному передвижению – сходный признак кольчатых и круглых червей. 4. Двухстороняя симметрия впервые появилась у плоских червей)

2. 1. Растения включаются в круговорот веществ и энергии в биосфере, осуществляя дыхание и фотосинтез. 2. В процессе дыхания они выделяют кислород. 3. В темновой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. В процессе дыхания растения используют кислород, необходимый для реакций протекающих в пластидах. 5. При фотосинтезе растения усваивают углекислый газ. (2. В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ. 3. В световой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. Кислород необходим для реакций, протекающих в митохондриях.)

3. 1. Генные мутации можно наблюдать, используя световой микроскоп. 2. Генные мутации связаны с перестройкой нуклеотидов. 3. К числу хромосомных мутаций относят полиплоидию. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа генов в хромосомах. 5. Мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными. (1. Генные мутации нельзя увидеть в световой микроскоп, так как ген микроскопическая часть молекулы ДНК. 3. Полиплоидия является не хромосомной, а геномной мутацией. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа хромосом в генотипе.)

4. 1. У плоских червей впервые появляется первичная полость тела. 2. Плоские черви имеют двухстороннюю симметрию 3. У свободноживущих плоских червей нервная система узлового типа. 4. У плоских червей-паразитов нервная система узлового типа развита слабо, в отличие от свободноживущих. 5. Все плоские черви- трехслойные животные. (1. У плоских червей отсутствует первичная полость тела. 3. У свободноживущих плоских червей нервная система лестничного типа. 4. У паразитических плоских червей нервная система также лестничного типа (стволового)

5. 1. Головной и спинной мозг, нервы образованы нервной тканью, которая включает в себя нейроны и нейроглию. 2. Нейроны обеспечивают восприятие раздражения, передачу нервного сигнала. 3. Клеток нейроглии расположенных между нейронами, во много раз меньше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии образуют контакты для передачи нервного сигнала, выполняют опорную и питательную функции. 5. Скопление тел нейронов образует белое вещество, а скопления длинных отростков образует серое вещество нервной ткани. (3. Клеток нейроглии во много раз больше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии не участвуют в образовании контактов для передачи нервных импульсов. 5. Скопления тел нейронов образует серое вещество, а скопления длинных отростков нейронов с миелиновой оболочкой образует белое вещество.)

6. 1. В анафазах митоза и мейоза происходит расхождение хромосом. 2. В метафазе митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки. 3. В анафазе митоза к разным полюсам клетки расходятся двухроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет гаплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы однохроматидные. (3. В анафазе митоза к разным полюсам расходятся однохроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет диплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы двухроматидные)

7. 1. Луковица –это укороченный видоизмененный побег. 2. У луковицы отсутствует стебель. 3. В пазухах мясистых сочных листьев-чешуек расположен зародыш будущего растения. 4. Функция луковицы – сохранение будущего зародыша растения. 5. Луковица развивается у тюльпана, репчатого лука, нарцисса. (2. Стебель у луковицы имеется – это донце. 3. В пазухах мясистых листьев-чешуек расположены пазушные боковые почки, зародыш отсутствует. 4. Функции луковицы – запасание питательных веществ, вегетативное размножение.)

8. 1. Дробление у разных групп животных имеет свои особенности, однако завершается оно образованием близкой по строению – гаструлы. 2. Гаструла – это однослойный зародыш. 3. В гаструле формируются зародышевые листки. 4. Зародышевые листки дают начало системам органов. 5. Эктодерма дает начало эпидермису и его производным, из энтодермы формируется нервная трубка. (1. Дробление завершается формированием бластулы. 2. Гаструла двухслойный зародыш. 5. Нервная трубка формируется из эктодермы.)

9. 1. Агроценозы характеризуются как неустойчивые, искусственно созданные экосистемы. 2. В них большое разнообразие видов. 3. В агроценозе утрачена естественная устойчивость к изменяющимся условиям среды. 4. Агроценоцы длительно существуют без воздействия антропогенного фактора. 5. Агроценозы, как и естественные экосистемы, используют только солнечную энергию. (2. В агроценозах небольшое число видов. 4. Агроценозы существуют только благодаря деятельности человека. 5. Агроценозы наряду с солнечной энергией используют дополнительную энергию, которую вносит человек.)

10. 1. Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. 2. Дыхательный центр включает центры вдоха и выдоха. 3. Растяжение легких тормозит процесс вдоха, а их спадение – процесс выдоха. 4. Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание кислорода в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием парасимпатической нервной системы. (1. Дыхательный центр находится в продолговатом мозгу. 4. Гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание углекислого газа в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием симпатической нервной системы)

11. 1. Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные. 2. В процессе эволюции у них произошли существенные изменения, которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ, постоянную температуру тела. 3. Энергия, необходимая для жизнедеятельности, образуется в пищеварительном канале. 4. Сердце четырехкамерное, артериальная и венозная кровь постоянно разделены. 5. Поведение сложное, обеспечивается нервной системой стволового типа. 6. У всех млекопитающих отсутствует клоака, пищеварительная система заканчивается анальным отверстием. (3. Энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности образуется при окислении органических веществ в клетках тела. 5. Нервная система трубчатого типа. 6. Клоака сохранилась у яйцекладущих млекопитающих – первозвери.)

12. 1. У всех организмов генетическая информация о структуре и свойствах белков закодирована в нуклеиновых кислотах. 2. Генетический код триплетен. 3. Каждый триплет кодирует несколько аминокислот. 4. Каждая аминокислота кодируется только одним триплетом. 5. Генетический код универсален, един для всего живого, кроме вирусов. (3. Каждый триплет кодирует только одну аминокислоту – код однозначен. 4. Аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. 5. Генетический код универсален, един для всего живого и вирусов.)

13. 1. Генные мутации приводят к поломке хромосом. 2. Они приводят к изменению генотипа. 3. У животных мутации, возникающие в соматических клетках, передаются потомству при половом размножении. 4. Мутационный процесс у генетически близких родов и видов образуют особый сходный ряд мутаций. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал филогенетическими. (1. Генные мутации – это изменение генов ДНК. 3. Соматические мутации не передаются потомству при половом размножении. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал гомологическими.)

14. 1. В богатых перегноем почвах живёт один из представителей класса Кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу Малощетинковые черви. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах.  7. Дождевые черви гермафродиты. (4. Кровеносная система замкнутая. 5. Роль сердец играют несколько толстых кольцевых сосудов, которые имеют мышечные стенки. 6. Газообмен осуществляется в процессе диффузии всей поверхностью тела.)

15. 1. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и лёгких. 2. Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух свободно циркулирует. 3. Воздухоносные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4. В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков (альвеол). 5. Через их растяжимые мышечные стенки осуществляется газообмен. 6. Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7. Углекислый газ, воздействуя на дыхательный центр, участвует в гуморальной регуляции дыхания. (3. Воздухоносные пути (дыхательные пути) заканчиваются бронхами. 5. Стенки лёгочных пузырьков образованы одним слоем эпителия, а не мышцами. 6. Центр дыхания находится в продолговатом мозге.)

Литература:

  1. Научно-популярный журнал «Биология для школьников» ООО «Школьная пресса»
  2. Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые заданий ЕГЭ 2017 Издательство экзамен Москва 2017
  3. Г. И. Лернер Эффективная подготовка к ЕГЭ Биология тренировочные задания Издательство «Эксмо» 2016
  4. Я сдам ЕГЭ Модульный курс Практикум и диагностика Москва Просвещение 2017