Письмо по памяти на уроках русского языка как средство профилактики нарушений учетной и письменной речи неслышащих обучающихся

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Речевое общение является эффективным условием овладения языком. Обучение неслышащих детей общению языковыми средствами требует связи с различными видами деятельности, использования потребности детей в общении с окружающими, организации речевой сферы.

Работа по развитию навыков устной и письменной речи неслышащих обучающихся осуществляется в рамках решения коррекционных задач. Реализация этих задач в условиях специального (коррекционного) обучения предполагает выполнение детьми специальных упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления, словесной памяти, обогащение лексического запаса, развитие навыков правильного грамматического оформления своих высказываний, умение использовать полученные знания в различных ситуациях.

Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлено на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в письменных работах.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объема. Для письма по памяти можно подобрать как поэтический, так и прозаический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, но и уточнить имеющиеся представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания, привить неслышащим обучающимся интерес к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами в качестве примера образцы фраз и текстов, знакомясь таким образом с системным устройством языка, глухие обучающиеся могут использовать их для построения собственных высказываний.

Комплексная работа с текстом способствует развитию речи обучающихся, формированию орфографических, пунктуационных навыков.

Итак, письмо по памяти способствует развитию эстетического отношения к языку, к речи, формированию у неслышащих обучающихся языковой компетенции, то есть расширению словарного запаса, освоению норм языка, профилактике нарушений устной и письменной речи, умению применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, развитию рецептивных речевых (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) навыков и умений, коррекции произносительных навыков, работе над ритмико-интонационной структурой речи.

Для анализа и последующей записи по памяти обучающимся можно предложить уже знакомые стихотворные миниатюры (фрагменты поэтических текстов), работа над которыми была предварительно проведена на уроках чтения и развития речи (литературы) с учетом уровня речевого развития детей. Миниатюры могут быть объединены одной тематикой.

После каждой миниатюры даются задания, предназначенные для фронтальной работы; предлагаются орфограммы и пунктограммы, которые можно закрепить, повторить на примере того или иного текста.

Неслышащие обучающиеся с интересом относятся к этой работе, так как запоминание небольшого по объему стихотворного текста помогает обогатить их словарный запас, повысить грамотность, духовный и культурный уровень.

Во время работы над текстом необходимо создать условия для восприятия художественного текста, помочь детям прочувствовать настроение, которое передает стихотворение; особое внимание следует уделить словарной работе. Работа с миниатюрой поможет не только профилактике нарушений устной и письменной речи неслышащих обучающихся, но и выработке навыков выразительного чтения художественного текста, соблюдения пауз, логического ударения, совершенствования ритмико-интонационной структуры речи глухого в целом.

Миниатюра 1. На Крещение

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В.А. Жуковский

1. Прочитайте отрывок из баллады В.А. Жуковского. О каком времени года говорится в тексте? Почему вы так думаете? Какую картину вы бы нарисовали после его прочтения?

2. Дайте характеристику предложения по наличию главных членов.

3. Разберите по составу глагол расстилали.

4. Подберите антоним к слову белый (черный).

5. Найдите в тексте деепричастный оборот.

6. Выучите стихотворение наизусть. Запишите его по памяти. Особое внимание обратите на постановку знаков препинания.

Материал для закрепления и повторения.

Знаки препинания при однородных членах, знаки препинания при деепричастном обороте, буквы з и с на конце приставок, буквы е и и в корнях с чередованием, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Миниатюра 2. Владимирская Русь

Где в ясных шлемах два собора
Стоят, как два богатыря,
Там расцветает древний город –
Владимир-город – Русь моя.
Она не раз на бой вставала,
Её победами горжусь.
От Золотых ворот начало
Берет Владимирская Русь.
Н.И. Ковалевский

1. Какое чувство вызывают у вас эти строки?

2. Подчеркните грамматические основы предложений.

3. Назовите односоставное предложение. Обозначьте его вид.

4. Напишите значение имени прилагательного древний (старый, старинный, давний).

5. Выполните фонетический разбор слова горжусь.

6. Выпишите из текста сравнение.

7. Выразительно прочитайте стихотворение. Подготовьте письмо по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Материал для закрепления и повторения.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами, тире между подлежащим и сказуемым, правописание отрицательных частиц не и ни, правописание имён собственных.