Методическая разработка урока математики на тему "Число и цифра 8. Соотнесение количества, числа и цифры". 1-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1


Цели: познакомить учащихся с числом и цифрой 8.

Задачи:

Образовательные:

  • научить распознавать и писать цифру 8;
  • познакомить учащихся с образованием числа 8.

Коррекционные:

  • активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции путём выполнения практических упражнений с использованием форм Нумикон;
  • учить детей анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать чувства товарищества и сопереживания удачам и неудачам одноклассников.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Используемые педагогические технологии:

  • Игровые технологии.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения данной темы предполагается, что учащиеся:

- научатся соотносить число, количество и цифру 8;

- научатся писать цифру 8 и распознавать её среди других цифр

- будут продолжать наблюдать и работать с информацией, находить сходные признаки объектов;

- будут вступать в контакт и работать совместно;

- будут слушать и понимать инструкцию к заданиям;

- продолжат адекватно использовать ритуалы школьного поведения на уроке.

Оборудование урока:

  • Кукла Неваляшка.
  • Формы наглядного пособия Нумикон.
  • Раздаточный материал из геометрических фигур.
  • Карточки с изображением цифры 8 для обводки.
  • Презентация к уроку.
  • “Математика”, рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Т.В.Алышева. М.: Просвещение, 2016.
  • “Математика”, учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Т.В.Алышева. Рекомендовано Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2014 год.

План урока

1. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу и организовать внимание учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Устный счёт.

Цель: совершенствовать навык прямого и обратного счёта, развитие сенсорных способностей учащихся.

Прямой и обратный счёт в пределах 10 с использованием форм Нумикон.

Сенсорная игра “Волшебный мешочек”.

Геометрический материал.

3. Актуализаия знаний.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Практические упражнения с использованием форм Нумикон на получение последующего числа путём прибавления единицы.

“Физминутка”

4. Сообщение нового материала.

Практические упражнения в получении числа 8.

Цель: познакомить учащихся с получением числа 8 путём прибавления 1 к числу 7 в ходе практических упражнений.

“Физминутка”.

5. Знакомство с написанием цифры 8.

Цель: научить учащихся писать цифру 8.

Первичное закрепление.

Распознавание цифры 8 среди других цифр.

Цель: закрепить знания учащихся в запоминании образа цифры

6. Самостоятельная работа.

Цель: Проверить качество усвоения учащимися нового материала.

7. Подведение итогов.

Цель: привести в систему знания, полученные учащимися на уроке.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Познавательные БУД
1 Организационный момент. Звучит приветствие учителя учащимся и гостям.

Мы пришли сюда учиться,

И не будем мы лениться.

Рты закроем на замок.

Начинается урок!

Проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей. Умение организовывать своё рабочее место.
2 Устный счёт.

а. Прямой и обратный счёт в пределах 10 с использованием форм Нумикон.

- Сегодня к нам на урок пришла необычная гостья (Слайд 6). Почему именно эта гостья к нам пришла, вы ответите в конце урока. Она поможет нам усвоить новый материал.

- Начинаем мы наш урок с устного счёта для развития быстроты мыслей.

- Выложите формы Нумикон от меньшей к большей.

- Выложите формы Нумикон от большей к меньшей.

Учащиеся выкладывают формы Нумикон в соответствии с заданием и считают в прямом и обратном порядке, касаясь форм. Выполнение прямого и обратного счёта в доступных пределах.
  б. Сенсорная игра “Волшебный мешочек”. - Отыщите в мешочке Нумикошу 5 (3, 2). Учащиеся на ощупь отыскивают в мешоче нужную форму Нумикон и называют её. Развитие и коррегирование сенсорных способности.
  в. Геометрический материал. - Покажите синего Нумикошу.

- Какую форму он имеет? (прямоугольник)

- Неваляшка приготовила своё задание для устного счёта (Слайд 7).

- Найдите на доске фигуру такой же формы.

- Назовите лишнюю фигуру.

- Почему она лишняя?

Учащиеся показывают нужную форму Нумикон, а затем находят геометрическую фигуру такой же формы.

Распознают лишнюю геометрическую фигуру на доске и обосновывают свой ответ.

Нахождение отличительных и сходных признаков предметов.
3. Актуализация заний.

а. Минутка чистописания. Создание проблемы.

- Сегодня мы потренируемся писать цифры 2 и 3.

- Почему именно эти цифры вы ответите позже.

Учащиеся прописывают в тетрадях образцы цифр 2 и 3. Развитие мелкой моторики и наблюдательности
  б. Получение последующего числа путём присчитывания единицы. - Сейчас мы с вами попытаемся вспомнить как можно получит числа 5, 6, 7.

- Возьмите Нумикошу 4 и добавьте 1.

- Какой Нумикоша у вас получился? Как его зовут?

- Как получили 5? Запишите пример.

Учащиеся получают числа: 5, 6, 7 с помощью форм Нумикон и записывают в тетради и на доске соответствующие примеры:

4 + 1 = 5

5 + 1 = 6

6 + 1 = 7

Выполнение арифметического действия сложения.
4 Сообщение нового материала.

а. Практические упражнения в получении числа 8.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом и научимся его записывать.

- Возьмите Нумикошу 7 и добавьте 1.

- Какой Нумикоша у вас получился? Как его зовут?

- Как получили 8? Аналогичные упражнения с цветочками (Слайд 8) и кругами в тетрадях.

Учащиеся получают число 8 путём прибавления 1 к предыдущему числу в ходе работы с формами Нумикон и раздаточным материалом. (В тетрадях разукрашиваются круги разных размеров и составляется пример:

7 + 1

Получение числа 8 из предыдущего путём прибавления 1.
  б. Знакомство с написанием цифры 8. - Получать 8 предметов мы научились, а сейчас научимся писать цифру 8.

- На какие цифры она похожа?

- Почему же мы вспоминали цифры: 2 и 3?

- На что ещё похожа цифра 8? (Слайд 10).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обводят образец цифры 8 пальцами на бархатной бумаге, пишут её в воздухе, на доске, в рабочих тетрадях. Усвоение образа цифры 8 и её написание.
5 Первичное закрепление.

а. Распознавание цифры 8 среди других цифр.

- Найдите цифру 7 и обведите её в зелёный круг. Найдите цифру 8 и обведите её в синий треугольник. Учащиеся в тетради на печатной основе распознают цифры. Распознавание цифры 8 среди других цифр.
6 Самостоятельная работа.

Выполнение № 7 на стр. 84 рабочей тетради № 2. (Индивидуальное задание для Димы № 43 на стр. 15)

- А сейчас мы поработаем с вами самостоятельно. Учащиеся разукрашивают картинку по номерам. Дима разукрашивает заборчик по номерам. Распознавание цифры 8 среди других цифр.
7 Подведение итогов. - С каким числом мы с вами сегодня познакомились?

- Сколько предметов оно обозначает?

- Какой цифрой обозначается?

- Как получили число 8?

- Почему на урок приходила Неваляшка? (Слайд 11).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выделение главного в объёме информации.

Нахождение общих признаков предметов.

Анализ деятельности одноклассников.