Методические рекомендации по организации работы экологического кружка «Друзья природы». Цикл «Лаборатория юных лесничих»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цикл «Лаборатория юных лесничих»

В современном мире требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми составляющими общей культуры личности. Здоровье человека на 20–30 % зависит от экологических условий; от эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счёте, качество и продолжительность жизни людей. Поэтому при организации работы с детьми дошкольного возраста не могут не затрагиваться вопросы экологического воспитания.

К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растительный и животный мир других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Они узнают на картинке и фотографии растения и животных, а в повседневной жизни, в природе их не различают, не замечают.

Но невозможно изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Поэтому важную роль в экологическом воспитании дошкольников играет исследовательская деятельность в естественных природных условиях.

В данной работе даны рекомендации по организации практической исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в «Лаборатории юных лесничих». Помимо этого, в детском саду воспитанникам необходимо дать определённые знания в форме бесед, развивающих игр, познавательных викторин, организовывать работу в опытной лаборатории для изучения свойств дерева, получения бетулина, знакомства со свойствами бересты и др.

Цель: Формировать у детей представление о деревьях Урала, о необходимости бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Обогатить личный опыт детей по взаимодействию с природой;
  • Формировать элементарные исследовательские умения детей;
  • Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Отражать знания, полученные опытным путём в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, практической);
  • Учить детей видеть красоту родной природы.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Рекомендации по проведению занятий

Занятие 1

Работу следует начать летом.

С детьми организуется выход в лесополосу, парк, сквер. Можно проводить работу на территории детского сада, если растут различные деревья (сосна, ель, берёза, липа).

Дети делятся на микрогруппы ( по 2-3 человека), в каждой группе есть взрослый (педагог, старшеклассник). В рамках программы преемственности между школой и детским садом для помощи при организации наблюдений можно привлечь школьников. Для каждой  микрогруппы определяется объект наблюдения. При распределении объектов наблюдения и формировании микрогрупп необходимо учитывать желание детей (можно использовать игровой момент).

После того, как объекты наблюдения определены, юным исследователям даётся задание составить Дневник наблюдения за деревом (оформлен в виде таблицы). Заполнять Дневник детям помогает взрослый, он зачитывает детям вопросы, помогает определить требуемые параметры дерева, заносит ответы в дневник.

Эстетическое оформление Дневника дети продолжают в детском саду.

Дневник наблюдений за деревом


Название дерева

 

Высота дерева (примерно, «на глаз»)

 

Толщина (обхват дерева)

 

Какие деревья растут рядом?

 

Соотношение с другими объектами (деревьями, зданиями, людьми)

 

Много ли подобных деревьев вокруг?

 

Какого цвета кора дерева?

 

Какова кора на ощупь?

 

Какие на деревьях ветки (тонкие, гибкие, прямые, прочные и т.д.)?

 

Как располагаются ветки (смотрят вверх, в стороны, вниз)?

 

Что на ветках: листья или иголки?

 

Есть ли у листьев, иголок запах? Какой?

 

Есть ли на дереве плоды, шишки, серёжки?

 

Сухая или сырая земля под деревом

 

Живёт ли кто-либо в почве под деревом?

 

Есть ли на дереве следы деятельности человека (сломанные ветки, порезы на коре, ожоги, подпилы и т.д.)

 

Нарисуйте дерево, его листок, плод

Занятие 2

Через небольшой промежуток времени организуется повторный выход на место проведения наблюдения. Здесь дети, опираясь на записи в дневнике, описывают деревья, сравнивают их, вместе проверяют достоверность, точность сведений, сличают объект наблюдения с его «портретом».

Организуется сбор опавших веток, шишек, листьев, кусочков коры и другого природного материала.

Между Занятиями 2 и 3 организуется выставка предметов из дерева в мини-музее. Детям демонстрируются поделки из природного материала, произведения искусства, предметы народных промыслов.

Занятие 3

На занятии дети сами изготавливают поделки из собранного природного материала, оформляют выставку.

Занятие 4

Знакомство с хвойными деревьями (кедр, сосна, ель)

Организуется выход в лес, где имеются деревья хвойных пород. Предварительно детей знакомят с особенностями лиственных и хвойных деревьев. На месте с детьми проводится беседа.

Воспитатель: Сегодня в нашей лаборатории мы будем изучать хвойные деревья. Какие деревья называют хвойными? (те, у которых листья - иголки) Посмотрите вокруг. Какие хвойные деревья на этой поляне вы узнаёте? (дети показывают и называют знакомые им деревья) Как вы их узнали?

Далее дети рассматривают имеющиеся на месте организации наблюдения деревья. Ощупывают и описывают кору, ветви, иголки, сравнивают их на различных деревьях. В детском саду все характеристики заносят в Дневник наблюдений за деревом.

Педагогу важно заострить внимание на характерных признаках различных хвойных деревьев, натолкнуть детей на самостоятельное выделение этих признаков. Для удобства сравнивать деревья лучше попарно: ель – пихта, сосна – кедр.

Занятие 5

Знакомство с лиственными деревьями проводится аналогично предыдущему. Для наблюдения выбирается место, где растут различные лиственные деревья (берёза, осина и др.). Результаты заносятся в Дневники наблюдений.

Занятие 6

Для подробного разговора о берёзе можно выделить целое занятие (выход в лес), т.к. именно это дерево считается символом России. Можно на месте рассмотреть особую кору берёзы (бересту), рассказать детям о бетулине – белом веществе в берёзовой коре, чечевичках – отверстиях для дыхания, прочитать детям стихи о берёзе, поговорить о красоте и пользе дерева.

Занятие 7

Знакомство с лиственницей.

Следует объяснить детям, что лиственница является хвойным деревом, хотя на зиму сбрасывает иголки. Да и иголки у лиственницы особые: мягкие и нежные.

Далее, в течение лета, проводятся наблюдения за изменениями внешнего вида деревьев, сравнение хвойных и лиственных деревьев. Все наблюдения заносятся в Дневник.

Осенью детей приводят на лесную поляну после того, как деревья сбросят все листья. Проводится осмотр деревьев, описание. В Дневник заносится запись: «К _____ (дата) деревья сбросили все листья».

Детям задают вопрос: «Куда исчезают опавшие листья? Для чего они нужны?» Дети высказывают свои предположения.

Предлагается провести эксперимент: что быстрее превратится в перегной, разложится, перепреет – листья или иголки. Для этого осенью в небольшие ямки укладываются отдельно листья и хвоя, аккуратно собранные в лесу. Ямки поливаются и закрываются сверху куском дёрна, нумеруются. Данные заносят в Дневник эксперимента.

В течение зимы ямки стоят закрытые. Весной, когда оттает земля, ямки открывают, осматривают, сравнивают результаты, фиксируют в Дневнике. Можно собрать листья и хвою различных пород деревьев, провести более детальное наблюдение и занести результаты в Дневник наблюдения того дерева, с которого были взяты листья и хвоинки.

В зимний период работа в Лаборатории юных лесничих тоже не прекращается. Можно, уточнив знания детей о различных деревьях, попробовать вырастить из собранных семян ёлочку или сосну, дуб или кедр. И наблюдать, как из маленького семечка вырастает огромное дерево.

А весной снова открываются Дневники наблюдений, и дети продолжают пополнять их новыми сведениями: когда появились первые листочки, как быстро они растут, были ли на дереве серёжки, какой прирост появился на дереве (для этих целей следует выбирать маленькое деревце, которое можно измерить сантиметром или какой-либо мерной линейкой), как в течение лета менялся цвет листьев, когда листья начали опадать, когда опали совсем и т.д.

Работа снова продолжится.