Урок математики на тему "Решение задач. Обобщение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель. Обобщить знания учащихся по темам: «Решение задач на сложение и вычитание», «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц», «Решение задач на разностное сравнение».

Задачи.

  1. Обучение детей анализу задачи, записи краткого условия, решению задач данных типов. Систематизация приёмов решения задач.
  2. Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Прививать любовь к предмету. Формировать творческую активность. Воспитывать доброжелательность, аккуратность.

Оборудование. Иллюстративный материал к этапам урока, задачи, составленные учащимися, карточки для индивидуальной работы, памятка по решению текстовых задач, учебник «Математика, 1 класс», автор Козлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено? (зáмок)

В нём живёт волшебник. А он какой: добрый или злой? Как вы догадались? (Злой, потому что замок мрачный, серый, холодный.) Этого волшебника зовут Числоед. Он заточил в своём замке невольников. Мы должны их освободить, а Числоеда – победить! Победить его можно только умом, знаниями, смекалкой, потому что он очень хитрый.

III. Актуализация знаний.

  1. - Давайте узнаем, кого заточил в своём замке волшебник. Расшифруем слово. (Таблицы на доске.)

а

3+3+1+2

9

д

8-2-3-2

1

з

7+2-1-1

7

 

VII

IX

I

IX

 

IX

з

а

д

а

?

а

- Какой буквы не хватает, почему? («ч», потому что ещё не изучали)

- В замке содержится не одна, а несколько задач.

2) - Теперь можно идти в зАмок, но на воротах огромный  замóк!

Мы его откроем, если вспомним части, из которых состоит задача. (Дети называют части задачи, выходят с названиями-табличками и выстраиваются по порядку).

Молодцы!

IV. Обобщение.

1) - Мы в замке, здесь темно. Но что это за находка? (Конверт, письмо от Числоеда.) Буквы пропущены. Восстановим письмо.

(«Придумайте и решите задачи») Получилось!

2) - Да,  задачи мы тоже умеем составлять! Здесь их целая папка! (Пять учащихся выходят по одному к доске, читают самостоятельно составленные  задачи указанных типов, дети в классе решают их, объясняют правила, все записывают решение на доску и в тетрадь.)

- Отлично, мы справились!

3) - На нашем пути дверь с магическими символами «+»,«-».

Какое отношение они имеют к нашим задачам? (Все изученные нами  задачи решаются при помощи математических действий «сложение» и «вычитание» с использованием знаков «+» и «-»)

- Ребята, если сумеем распределить схемы задач на две группы: сложение и вычитание, они будут свободны! (Фронтальная работа на доске: дети выбирают схемы, аргументируют свой выбор, повторяют правила решения задач, относят задачи в нужную группу)

- Дети, задачи все на свободе! Теперь можно немного отдохнуть!

Физминутка (упражнения для осанки и глаз проводит ученик).

4) - Числоед живет в самой высокой башне. Туда ведут волшебные ступени.

Поднимемся по ним так, чтобы добраться до 9 этажа. (Сумма чисел = 9, перебираем варианты, находим правильный)

5) - Мы на 9-м этаже, но Числоеда тут нет, только записка. Что она означает?

Самостоятельное чтение задачи, запись краткого условия, решения и ответа. Коллективная поэтапная проверка, исправление ошибок.
6) - Пора познакомиться с Числоедом. Тем более, что вы с ним уже встречались, только на знали, как его зовут.

Давайте обратим внимание на его взгляд, какие у него глаза? (грустные). Почему? (Он живёт один в таком зловещем замке, наверное, у него нет друзей!)

- Действительно у него доброе, грустное лицо. Подружимся с ним, тем более, что он нам ничего плохого не сделал. В доказательство своего хорошего расположения,  он предлагает вам построить для него новый, светлый, радостный замок из геометрического материала. (Работа в парах на партах, двое учащихся выполняют её на магнитной доске.)

- Какие геометрические фигуры вы использовали, какие цвета, почему? (Цвета яркие, радостные: красный, жёлтый, голубой, оранжевый и т.д.)

- Как вы думаете, понравится Числоеду ваш замок? Молодцы!

V. Итог.

- Расскажите Числоеду какие виды заданий мы сегодня выполняли?

- Какие части задачи вы знаете?

- Какие задачи решаются сложением, вычитанием?

VI. Рефлексия.

- Можно ли Числоеда назвать умным, добрым? Почему?

- Числоед дарит вам на память памятку по решению задач.

- Он сообщил мне, что хочет прийти на урок чтения, если вы ответите на его вопрос: «Как слово «зАмок» превратить в приспособление, которое служит для закрывания и открывания двери?». (Обозначить ударение над буквой «о», чтобы получилось слово «замОк».) Обозначьте ударение в словах на доске. Отлично!

- Урок окончен, Числоед и я благодарим вас за работу!