Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные:

  • закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • обогащение активного словарного запаса детей.
  • совершенствование умений и навыков восприятия на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память.
  • улучшать общую моторику и координацию движений.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять зща составление сложных предложений.
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Предварительная работа: рассматривание картин, беседа про осень и о его признаках, отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть

Звучит мелодия П.И. Чайковского «Осень».

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

- Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.

- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Какие листья на деревьях? – Желтые.

- Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

- Осенью холодно или тепло? и т.д. 

Воспитатель показывает слайды про осень и рассказывает о ее признаках.

- Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом - в теплые шапки, пальто, и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

- Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик. (2 слайд)

- Люди ходят под зонтиками, на улице много луж. (3 слайд)

- По утрам стелются туманы. (4-5 слайд)

- Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром. (6 слайд)

- Начинается пора листопада. (7 слайд)

- Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень. (8 слайд)

- Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней. (9 слайд)

- От холода заерзают лужи. (10 слайд)

- А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть. (11 слайд)

- Животные, как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утепляться»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой. (12 слайд)

- Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите - этот зайчик летом был серый, а концу осени стал белым. (13 слайд)

- Осенью звери стараются сделать побольше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело. (14 слайд)

- Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло. (15 слайд)

- Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай. (16-19 слайд)

3. Физкультминутка

Ветер северный подул: «С-с-с-с»,
(дуем)
Все листочки с веток сдул…
(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились
(помахать ручками в воздухе и присесть)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!
(постучать ладошками по бедрам)
Град по ним заколотил,
(топать ногами)
Листья все насквозь пробил.
(постучать ладошками по бедрам и топать ногами)
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл.
(руками накрыть голову)

4. Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем а игру «Угадайка». Я буду говорить загадки, а вы отгадывать. 

Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.

1.

Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

2.

Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

3.

Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)

4.

Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили,
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)

5.

В огороде есть желтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)

6.

За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок,
Трогаешь – гладкая,
Кушаешь – сладкая. (Морковь)

7.

Вверху – зеленая,
Внизу – красная,
В землю вросла.
А что же это? (Свекла)

8.

Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это? (Арбуз)

9.

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа… (Груша)

10.

В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

- Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).

- Ребята, осень оказывается очень красивое время года! И ею всегда любовался русский поэт А.С.Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени «Унылая пора», которые нам прочитает ___________________.

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»

Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа

- Ребята, мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Кому, что больше запомнилось из нашего занятия, все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов

- Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?