Урок русского языка во 2-м классе «Новое об известных опасностях письма»

Разделы: Начальная школа


Цель. Расширение знаний учащихся о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов (корня и суффикса или корня и приставки).

Дидактическая цель. Создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме.

Тип урока:  открытие нового знания.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.
  • развивающая: развивать навык пользования словарём при работе с незнакомым словом, умение сравнивать, обобщать, проводить исследование языкового материала.
  • воспитательная: способствовать становлению у детей интереса к урокам русского языка, к самому языку и в целом укреплению положительного отношения к его освоению.

УУД:

  • предметные: формировать умение видеть орфограмму;уметь применять знания об особенностях слов с удвоенной согласной и способах проверки;
  • метапредметные: развивать внимание, мышление, речь;уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;уметь контролировать и корректировать свою работу;
  • коммуникативные: уметь строить работу с партнёрами;уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
  • личностные: уметь оценить свою работу и работу товарища; уметь находить причину успеха работы.

Методы обучения: деятельностный метод обучения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • фронтальная работа
  • работа в парах, группах
  • индивидуальная работа

Средства обучения:мультимедийный проектор, компьютер, презентация; Учебник русского языка 2 класс (М.С.Соловейчик), Тетрадь-задачник к учебнику (3 ч.); словари (толковый, этимологический, строения слов русского языка), карточки-помощники, карточки с текстами и словами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

- Поприветствуем гостей, проверим готовность к уроку.
- Этот год мы объявили годом открытий, каждый день разгадываем тайну русского языка.
- Что нам всегда помогает познать тайну?

Дети настраиваются на учебный процесс

 

-Знание законов языка, внимательность, умение контролировать свои действия, сотрудничество и др.

Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Прогнозирование целей, задач, содержания урока

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

1.
- Как нужно действовать, чтоб решить орфографическую задачу?

- Какие орфограммы в корне бывают непроверяемыми?

- Почему удвоенные согласные в корне мы не можем проверить?

Значение слова, морфема и далее по памятке

- Безударный гласный звук, буква на месте непроизносимого согласного звука, удвоенные согласные.

- Чаще всего это слова иностранного происхождения.

Познавательные: строить высказывания  в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение
гипотез и их обоснование

Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.

2. Выдвижение гипотезы по теме урока.
- Тема нашего урока «Новое об известных опасностях письма», как вы думаете, что мы будем изучать?

Ребята высказывают свои предположения.

III. Подготовка к восприятию нового знания

Цель: создать условия для восприятия нового материала

1. Деление класса на пары, группы.
- Чтобы работа была продуктивной, разделимся на пары (одна голова хорошо, а две лучше), а потом  и в группы (что одному не под силу, то легко коллективу)
 

Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- На столе два вида карточек: на одних записаны тексты, на других – слова.  В каждом тексте есть слово, записанное в виде транскрипции, ваша задача найти свою пару – карточку с буквенной записью этого слова. Ученики с карточкой – словом становятся у доски, остальные читают свои тексты и находят пару. Проверяют, при необходимости используют словари.
- Что главное в слове? - Значение.

- Если будут затруднения, каким видом помощи вы можете воспользоваться?

- Для работы я вам приготовила небольшие словари – толковый, этимологический и словарь строения слов русского языка.

- Помощь учителя, словари.
В ходе работы ребята обнаруживают слова-омофоны (термин проговаривается и объясняется)
В результате получается 8 пар - 4 группы: бал, балл;  гриб, грипп;  колос, Колосс;  метал, металл.
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение.


2. Рассадка класса по парам и группам.

Дети занимают места, образуя пары (текст-слово) и группу из двух пар (омофоны)

III Физкультминутка.  Проводится по мере уставания детей в течение урока.

Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к восприятию основного материала по теме урока

Музыкальная разминка – зарядка.

Выполняют предложенные движения под музыку.

Личностные: осознание необходимости беречь здоровье

IV. Проблемное объяснение нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

- Какие орфограммы вам встретились в словах на карточках? (слова вывешиваются на доску, орфограммы подчёркиваются)

Известны для вас эти опасности письма?

Гриб, колос - парный согласный

Колос, метал – безударный гласный

Грипп, балл, Колосс, металл – удвоенная согласная

Регулятивные: планирование,
прогнозирование;

логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.

- Определите (напомните) порядок работы с орфограммой. - Значение слова, морфема, если в корне – проверяем или ищем в словаре.

- Работаем в парах - задание – из текста (на карточках по которым работали) выбрать другие слова с удвоенной согласной  и записать, объяснить, почему в слове нужно писать две одинаковые согласные буквы.

- В случае затруднения, можно использовать карточки-помощники, словари.

- Проверим вашу работу. Каждая группа представляет результат – выбранные слова и способ решения орфографической задачи.

- Какие знания помогли найти способ решения новой орфографической задачи?

Ученики выбирают слова, ищут способ объяснения орфограммы.

Повторяют сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализируют слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширяют знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем.

Разграничивают слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группируют слова по этому признаку.

- Соотнесите свои выводы и наблюдения с информацией  в учебнике – с.121 № 545.

- Составим план решения орфографической задачи.

Работают со статьёй учебника.

1. Значение слова
2. Место орфограммы в слове
3. Корень – пользуемся словарём
Граница морфем – объясняем строением слова

V. Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении орфографических задач.

- Собирая копилку слов с удвоенной согласной в корне, вы поработали хорошо, подобрали много слов, но я нашла ошибки, как вы думаете, какие?
- Открыв новое об известных опасностях письма, вы можете эти ошибки исправить? Как?
- Задание по группам (можно работать в паре)  - объяснить написание двойной согласной в слове и распределить слова на две группы по месту орфограммы (в корне или на границе морфем)
- Дополнительно – постарайтесь найти «подсказку» – что особенного в корнях тех слов, в которых появляется двойная согласная на границе с приставкой и суффиксом, что особенного в этих приставках и суффиксах.
- Проверка работы.

Характеризуют строение слова по представленной модели, группируют  и подбирают свои слова в соответствии с этими моделями. Пишут слова с удвоенными согласными; где можно, объясняют написание.

Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные – умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия;
коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.

Самостоятельная работа. Моделирование слов.
- У каждого лист с морфемами. Составьте из них слова, объясните, как возникла орфограмма. Что общего в приставках этих слов, суффиксах, корнях.
- Проверка работы.

 

 

VI. Итог урока. Домашнее задание

Цель: способствовать формированию вывода.

 

- Почему раньше мы не могли объяснить удвоенные согласные в подобных словах?
- Хочется, чтоб вы продолжили исследование тайн и закономерностей в русском языке. Открываем копилку морфем, которые могут создать эту орфограмму.

- № 546-устно, №547 – письменно.

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения;
личностные:
самоопределение.

VII. Рефлексия деятельности

 

 

  • понял всё хорошо, могу объяснить
  • понял, но пока не всё могу объяснить
  • нужна помощь

- Что ещё хотелось бы узнать по этой теме?

 

Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли