Сенсорное развитие детей раннего возраста в группе ранней помощи (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра» 

А.С. Макаренко

Почему так важно сенсорное развитие? Ребенок рождается с готовыми органами чувств: его кожа обладает чувствительностью, у него есть глаза, уши, но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Если опыт сенсорного развития невелик, то это отрицательно скажется на развитии воображения. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие. Основная задача сенсорного развития - помочь  НАКОПИТЬ представления о величине, форме и цвете предметов. Задача воспитания и развития детей раннего возраста – подвести к освоению общепринятых сенсорных эталонов, величины, цвета, пространственных и временных отношений.

Сенсорное развитие - это основа формирования познания окружающей действительности.

К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов,  научат в детском саду или в школе.

Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время! По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:

  • Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;
  • Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;
  • Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);
  • Упражнять в названии свойств предметов;
  • Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);
  • Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.);
  • Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
  • Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т.п.);
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
  • Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Ребенок развивается с потрясающей быстротой как физически, так и умственно, особенно в раннем возрасте. Очень важно, чтобы развитие малыша правильно стимулировалось на каждой стадии. Но не все родители понимают значимость игр с детьми. Они не всегда правильно подбирают игрушки, да и общение чаще всего строят довольно спонтанно, уделяя главное внимание лишь уходу за ребенком.

Таким образом, в группу ранней помощи  приходят дети с разным уровнем развития. Для преодоления разрыва в накоплении чувственного опыта, представлений об окружающем мире, двигательных навыков порой требуются дополнительные усилия.

Для развития и закрепления сенсорных навыков у детей, превращаем любые занятия и обязанности в игру, т.к. предметная игра является ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте.

Согласно тематическому понедельному планированию, разработанному по общеобразовательной программе детского сада, подобран ряд игр по каждой теме. Они легко вписываются в другие виды деятельности: развитие речи, ознакомление окружающего мира, конструирование, физические упражнения и другие, дополняя их. Продолжительность игры 5-7 минут. Включение упражнений по формированию сенсорных представлений во всевозможные виды деятельности позволяет закрепить полученные знания малышей по формированию представлений о цвете, форме, величине. Использование и объем этих игр можно варьировать в зависимости от ситуации: будь то коллективные занятия или индивидуальная работа с детьми.

В соответствии с планированием, работу по сенсорному развитию начинаем с формирования восприятия величины. Первый месяц посвящен установлению тождеств и различий; раскладыванию предметов на две группы по возрастам. Тема первой недели «Игрушки» дает широкий диапазон в плане дидактического материала. Несмотря на то, что многие дети в начале сентября проходят адаптационный период, эта тема, как никакая другая, способна привлечь к себе еще не сформировавшийся детский коллектив, объединить их, направить наглядно-предметную деятельность на объект их возраста - игрушку. Включение сенсорных элементов вводится по возможности во все виды деятельности, во все блоки программного материала. Так, например, в непосредственно-образовательной деятельности  по познавательному и речевому развитию, целью которых является закрепить знания детей об игрушках, их местонахождении, побуждать их отвечать на вопросы воспитателя, пополнять словарный запас, активизировать с помощью игры речь детей, воспитывать бережное отношение к игрушкам, происходит знакомство малышей с понятиями «большой», «маленький».

В игровой зоне разыгрываем ситуацию «Идем в гости». Ее цель - действовать в соответствии с величиной, подбирать предметы большого и маленького размера, понимать названия величин. Дети вместе с педагогом помогают куклам надеть платья, обувь нужных размеров; причесывают кукол большой и маленькой расческами, завязывают большой и маленький банты; кладут в большие и маленькие сумки носовые платки такого же размера, пытаясь проговаривать (сами или с помощью воспитателя), что они делают и почему. Во второй половине дня эти куклы появляются на дне рождения детей или других игрушек. Там им будут предложены стульчики, чайная посуда, разные по величине игрушки.

В процессе НОД  по лепке по теме «Яблоки для ежика» предлагаем детям вылепить яблоки для ежика. Затем обыгрываем эту ситуацию с помощью соответствующих игрушек. Обращаем внимание на то, что из большого куска пластилина можно вылепить большое яблоко, а из маленького – маленькое и т.д.

Во время конструирования по теме «Домики», знакомим детей со строительным материалом, развиваем мелкую моторику рук, накладывая друг на друга детали, ставим их рядом, накладываем перекрытия. Обращаем внимание детей на разницу по величине заранее подобранных героев. Так же предлагаем малышам построить для них домики так, чтобы героям не было тесно, и они чувствовали себя в них комфортно. В результате дети вместе с воспитателем группируют кубики, призмы (крыши) по величине и строят домики, соотнося их с размерами героев.

Во время изучения темы «Овощи», закрепляем у детей знания о растениях огорода, названиях овощей, расширяем словарный запас. А так же происходит исследование предметов по цвету, вкусу, размеру. Герои собирают урожай, раскладывая мелкие и крупные овощи для зверушек разных размеров. Так же можно делать дома «заготовки на зиму», сортируя овощи по величине в банки разных размеров; составлять грядки для зайчихи и зайчонка с крупной и мелкой морковью (одна из них была посажена раньше, значит, эта морковь крупнее - временные отношения); собирают урожай в большое и маленькое ведерки.

Не требуя называния фигур, вместе с детьми раскладываем круги, квадраты, ова­лы, треугольники, прямоугольники составляя пары на две части по образцу.

Дети начинают знакомиться с понятиями «высокий», «низкий» выстраивая башенки по высоте, сравнивая кукол, пирамидки и т.д.

«Вкладыши». Работа над формированием восприятия формы позволяет ребенку воспринимать форму предмета независимо от его положения, величины, цвета, фактуры материала. Дети во время игр накладывают геометрические фигуры и геометрические тела одни на другие, прикладывают их друг к другу, обводят пальчиками по контуру, ощупывают углы, сравнивают, сопоставляют, находят предметы определенной формы в окружающей обстановке.

Раскладывая мячики, кубики, овощи, фрукты по величине, сталкиваются с формой, дети сталкиваются с формой, тем самым знакомятся с объемными геометрическими фигурами. Малыши еще не соотносят их по форме, но слышат названия, манипулируют ими, пополняя свою пассивную речь.

Работа с геометрическими фигурами начинается с размещения вкладышей разной формы в соответствующие отверстия. Самой игрой предусматривается сначала визуальный выбор формы вкладыша, затем проверка накладыванием, в конечном итоге - вкладыванием. Закрепляем навык прикладывания на составлении пар варежек (сапожек, шапочек) с одинаковым геометрическим узором в соответствующей игровой ситуации, помогая героям, заботясь о них. Вводятся в пассивную и активную речь названия геометрических тел и фигур; дети учатся ориентироваться в них, выбирать однородные предметы по слову и образцу.

Формирование восприятия цвета начинается с соотнесения и раскладывания однородных предметов при выборе из двух. Фиксируем  внимание детей на том, что палочки (карандаши, шарики, кубики, пробочки) разные. Предлагаем разложить произвольно лежащие однородные предметы на две группы, группируем первые пары, откладывая предметы одного цвета в одну сторону, другого - в другую. Сопровождаем свои действия прикладывания словами «такой», «не такой», «разные». Далее малышам предоставляем возможность самим разложить оставшиеся предметы «такие» и «не такие» по цвету шарики в разные коробки, разные по цвету конфеты в разные вазы и т.д.

Особое место в жизни малышей занимает развитие тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых ощущений. Так же как и взрослые, они трогают и ощупывают, вдыхают ароматы и запахи, наблюдают и любуются, пробуют на вкус, слушают и имитируют звуки, не замечая, как не только познают окружающую среду, но и развивают, или, как говорила М.Монтессори, «утончают свои органы чувств». Поэтому, когда мы говорим об овощах или фруктах, то стараемся брать не иллюстрации и муляжи, а натуральные фрукты и овощи.

Не обходим стороной также свойства и качества материалов. Рассматривая различные предметы, дети узнают, что они сделаны из различных материалов. Далее предлагаем более сложную игру на развитие тактильных ощу­щений «Подбери пару». Дети, определяя на ощупь одинаковые таблички с видами различной поверхности, составляют их в пары, при этом привыкая к новым прилагательным: «гладкая», «шершавая» и т.д.

Изучаем свойства воды, подключая зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые анализаторы. Рисование продолжает опыты по изучению свойства воды - растворимости (окрашивание стаканчиков с чистой водой в разные цвета акварели). Для определения предметов на ощупь предлагаем детям такие игры как «Волшебный мешочек», «Волшебный сундучок», ящички.

Развивая мелкую моторику рук, дети постоянно испытывают тактильные ощущения: пересыпают песок, играют с водой, сортируют камушки, пуговки, ракушки, нанизывают бусины на веревочку, перебирают каштаны, желуди, орехи; упражняя слуховые анализаторы, слушают шумовые игрушки (погремушки), бубны и т.д.; определяют на слух по шуму в коробке предварительно показанные предметы; складывают, рвут, мнут, лепят и т.д. Дети совершают свои действия под наблюдением воспитателя или вместе с ним. Размеры предметов для экспериментирования предоставляем детям согласно технике безопасности.

Актуальным на данный момент является вопрос внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. В настоящее время акцентируем свое внимание на внедрении ИКТ в процесс математического развития своих дошколят.

В непосредственной образовательной деятельности используем следующие формы обучения: мультимедийные презентации и компьютерные игры.

Использование мультимедийных презентаций и игр позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность:

  • эмоционально окрашенными,
  • привлекательными,
  • вызывает у ребенка живой интерес,
  • является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. 

Дети внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим играм занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.
Компьютерная игра для детей почти всегда удовольствие, они играют с увлечением и воспринимают игру как отдых. Они не вызывают у детей протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

При этом, конечно же, не стоит и забывать, что продолжительная работа за компьютером приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок раннего возраста может проводить за компьютером не более 3-5 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

Хочется сказать о том, что применение информационных технологий в работе с детьми хоть и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».