Организация ролевой игры с учащимися начальной школы на уроках английского языка (на примере УМК О.В.Афанасьевой«Rainbow English»)

Разделы: Иностранные языки


Annotation: in this article the author investigates special features of using puppets at the English lessons in the primary school, also the advantages of role-play are described, some examples from teaching experience are given and methodical recommendations for getting optimal results in learning are presented.

Key-words:role-play, character, puppet theatre, communicative situation.

В методике преподавания английского языка в настоящее время все острее встает вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Одним из действенных способов, помогающих успешному овладению иностранным языком, является использование ролевой  игры.

При изучении иностранного языка детям необходимы сказочные персонажи с которыми они могли бы общаться. Для занятий в начальных классах отлично подходят куклы. Как показывает практика, они отличные помощники: даже самые стеснительные и неуверенные в себе дети начинают говорить по-английски. С куклами дети легко и быстро овладевают учебным материалом. Тролль Хэрри, Эльф Эмили – это два весёлых помощника, которые могут внезапно появиться на уроке и высказать своё мнение или задать вопрос. Хэрри и Эмили - два сказочных персонажа, которые сопровождают обучение по УМК Rainbow English. Они могут рассказать детям о себе, потому что каждый из них обладает своей историей и характером. Хэрри и Эмили живут в сказочном лесу, отсюда и волшебство, которое приносят с собой эти два героя в класс. Совершенно свободно дети могут принять роли Хэрри или Эмили и выступить от их лица.

Что касается внешности кукол, они имеют сходство с иллюстрациями в УМК. Тролль Хэрри одет в зеленый плащ, коричневую шляпу, зеленые штаны. Его друг эльф Эмили – легкая воздушная фея с крыльями. Эти два героя всегда вместе - они путешествуют в Лондон, рассказывают учащимся об окружающем их мире, они ведут диалоги, спрашивают, рассказывают… Иными словами, эти куклы мотивируют учащихся ко всем видам говорения на иностранном языке.

Кроме этих персонажей, на начальном этапе обучения рекомендуется использовать пальчиковые куклы. Такая кукла создает выразительность благодаря своей подвижности. Создавая своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке. На интегративных уроках, где совмещаются элементы ручного труда и английского языка, дети сами могут создавать пальчиковые куклы из бумаги или ткани.

Игра с куклой обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность.

Очень часто кукла выступает в роли партнера, адресата речи. Игра с куклой-партнером психологически основана на человеческой способности полноценно общаться, особенно выраженной у детей. Часто дети охотно олицетворяют себя с куклой. Кукла - третье лицо, предмет разговора. В этом случае игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Многие педагоги считают, что кукла – это особый, "действующий", активный вид наглядности на уроке [1].

Речевое поведение куклы

  1. Кукла может разговаривать с учениками, участвует в обсуждении. Учитель управляет.
  2. Ученик управляет куклой, разговаривает с другими учениками.
  3. Учитель ведет диалог с куклой, ученики слушают и наблюдают.
  4. Ученик беседует с куклой, другие ученики слушают и наблюдают.
  5. Постановка сценки с помощью кукольного театра, подготовленная учениками.

Как постоянный участник урока кукла может выполнять следующие роли: она хвалит; исправляет ошибки; ошибается; критикует; шутит; выводит правило; вспоминает правило; руководит дискуссией. Общеизвестно, что кукла может выполнять на уроке множество различных ролей. Ввести куклу в игру может не только учитель, это могут сделать и сами ученики. Пальчиковые куклы используются детьми при разыгрывании диалогов.

Дети с удовольствием надевают пальчиковые куклы, которые начинают «разговаривать», дети не боятся говорить, делать ошибки, т.к. в диалоге участвуют куклы, а не они, что снимает страх перед ошибкой. Сказочные персонажи в дальнейшем помогают и в овладении навыками чтения и письма.

Использование игр, сказочных персонажей и музыки на уроке способствует созданию психологического комфорта, радости, потребности и готовности к эмоциональному общению и, в конечном итоге, любви к предмету. Обучить общению на иностранном языке младших школьников – задача нелёгкая, поэтому применение игровых приёмов, наглядности, элементов кукольного театра на каждом уроке помогает заинтересовать детей, прочнее усвоить материал.

О.А. Колесникова [3] связывает ролевую игру с мотивацией, интересами и потребностями школьников, говорит о том, что ролевая игра создает условия равенства в речевом партнерстве и тем самым разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, отмечает, что ролевая игра дает возможность робким, неуверенным учащимся проявить себя в полной мере.

Кукла поможет овладеть и грамматикой изучаемого языка. При изучении Present Simple Tense куклы Эмили и Хэрри рассказывают ученикам о своих привычках. Оказывается, то, что любит делать тролль - не нравится эльфу и наоборот. Сравните:

Harry: I like to play football.

Emily: I like to cook.

Harry: Does she like to cook? I don’t like to cook.

Emily: Does he like to play football? I don’t like to play football.

Конечно же наши герои помогают освоить и другие разделы грамматики: модальный глагол CAN, степени сравнения прилагательных, множественное число существительных, вопросительные предложения. В ходе игры легче усваивается изучаемый материал. Эмоциональный подъем, который возникает во время игры очень влияет на качество обучения. Ролевая игра – это обучение в действии. Основные свойства ролевых игр в обучении  были сформулированы Р.П. Мильрудом.  В своей работе автор утверждает: присутствие куклы на уроке оживляют занятия, способствуют овладению языком в занимательной форме, доставляя при этом ученикам и учителю большое удовольствие. Дети раскрепощаются, происходит их само- и взаимообучение [2]. Канадский преподаватель Джерри Стайнберг пишет: «… играть можно в любое время, если это пойдет на пользу вашим ученикам. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению» [4].

Кукольный театр – оптимальный способ достичь успеха в изучении иностранного языка. Известно, что нельзя заставить свободно общаться на иностранном языке формальными способами. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы обучаемый захотел говорить, иными словами необходимо создать коммуникативную ситуацию, максимально приближенную к реальности. Кукольный театр создает такие условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой понять жизнь, уметь решать вопросы с помощью игры. В этом смысле у кукольного театра всегда высокий приоритет в сложном процессе самопознания ребёнка.

Кукольный театр с его волшебством и атмосферой праздника, особенно любят младшие школьники. Многие пьесы содержат мало слов и понимание достигается за счёт действия. Таким пьесам с малым количеством реплик, но часто повторяющимися, следует отдавать предпочтение на уроках иностранного языка, Актёры кукольного театра должны неоднократно произносить определённые реплики, чтобы у детей появилось желание их повторить.

Отрывок из сказки «Теремок»:

- Who are you?

- I’m a mouse, I can run. I am grey.

- And I am a frog, I can jump. I am green.

- Who are you? …. и далее герои снова представляются и приветствуют новых персонажей.

Если ученики решат сами устроить представление, они могут взять готовую пьесу или написать её самостоятельно в соответствии с тематикой урока. Особенно эффективно инсценировать рассказы и сказки с известными детям сказочными героями. Заученные тексты поддерживают учебный процесс и надолго остаются в памяти.

Обобщив личный опыт использования кукол на уроках и во внеурочной деятельности, можно вывести следующие методические рекомендации. У куклы должно быть постоянное место в классе, из которого она появляется (ящик, коробка, шкаф). Она не должна быть в свободном доступе  в кабинете. Ей не следует оставаться на руке учителя, если куклу не используют. Куклу следует держать таким образом, чтобы всем детям было ее видно. Кукла должна смотреть на детей . Кукла может появляться в определенные периоды на уроке, совершенно необязательно строить целый урок с куклой. Для того, чтобы интерес к героям не пропал, кукла может менять одежду или приобретать к своему образу дополнительные элементы по изучаемой теме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 - №1.

2. Мильруд Р.П. Обучение диалогической речи на основе ролевой игры. // Иностранные языки в школе. – 2003 г. №3.

3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1989. № 4. С. 14–16.

4. Джерри Стайнберг «110 игр на уроках английского языка». М.: Астрель, 2006.