Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"

Разделы: Литература


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».

Образовательные задачи: обучать навыкам анализа рассказа Е.И. Носова «Живое пламя».

Воспитательные задачи:

  • осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий, как патриотизм, историческая память.
  • формировать творческую личность, способную к эмоционально-эстетическому и нравственному осмыслению жизни.

Развивающие задачи:

  • развивать критическое мышление, умения анализировать, строить выводы, выражать мысли ясно, аргументированно и корректно по отношению к окружающим;
  • развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Метапредметные задачи урока:

  • Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе.
  • Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
  • Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, сотрудничать; уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку  зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
  • Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности; воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Основные термины и  понятия, используемые на уроке: тема и идея  рассказа, композиция, ключевой образ,  изобразительно-выразительные средства:  эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.

Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами гуманитарного цикла (история, философия), взаимосвязь  с искусствами  (музыка, кино, изобразительное искусство).

Методическое обеспечение урока: презентация PowerPoint, видеофильм «Красные маки» (звучит песня в исполнении Ю.Антонова «Маки», музыка Ю.Антонова, музыка Г.Поженяна), отрывок из фильма Л.Быкова «В бой идут одни старики», раздаточный дидактический материал, памятка по работе в малой  группе. Приложение 1.

Оснащение урока: компьютер, проектор.

Источники информации к материалам урока, включая интернет-источники:

  • УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Литература 7 класс, ч.2. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
  • Видеофильм «Красные маки»: Приложение 2.
  • Видеофильм «Посвящается нашей победе «Смуглянка»: 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

Технологии обучения: личностно-ориентированный подход, ИКТ-технологии, педагогика сотрудничества, технология проблемного и разноуровневого обучения.

Методы обучения:

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;
  • по стимулированию интереса к учению: создание проблемной ситуации, метод эмоционального стимулирования,  метод  стимулирования занимательным содержанием, создание ситуации успеха в обучении, свободный выбор задания.

Методы контроля: наблюдение, взаимоконтроль, самоконтроль и самоценка.

Формы  диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:

  • предметные результаты – монологические высказывания учащихся на проблемные вопросы, которые были поставлены на уроке;
  • метапредметные – результаты  реализации всех этапов поисковой деятельности, рефлексия в конце урока;
  • личностные результаты – наблюдение за работой над анализом рассказа в группах и индивидуально, критерии для оценивания работы в группе.

Критерии для оценивания работы группы: правильность, логика и культура изложения материала,  дополнения к ответам других групп, умение сотрудничать, самооценивание и взаимооценивание индивидуального вклада в работу группы.

Сценарий урока

I. Этап мобилизации. Приветствие. Учитель предлагает учащимся  составить ассоциативный ряд слов, которые возникнут при просмотре фрагмента видеофильма.

Просмотр  видеофильма «Красные маки» (звучит песня в исполнении Ю.Антонова «Маки», музыка Ю.Антонова, музыка Г.Поженяна). Учащиеся зачитывают слова.

Учитель. Все вы дома прочитали рассказ Е.И.Носова «Живое пламя».Какие ключевые слова объединяют  фильм и рассказ? Учащиеся  зачитывают слова. Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память.

Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа.

Память.

II. Этап целеполагания.

Учитель. Что такое память? Как это понятие связано с рассказом?

Выступление учащихся с индивидуальным заданием: «Слово «память» в толковых словарях».

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока.

Учащиеся сами формулируют тему урока.

Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».

Учитель. Какую проблему мы должны решить на уроке?

Учащиеся  высказывают свои мнения.

III. Этап  осознания недостаточности имеющихся знаний.

Учитель.  Почему Е.И. Носов  рассказ назвал «Живое пламя»? Как слово «память» связано со словом «огонь»? А со словом маки? 

Учащиеся  высказывают свои мнения.

Учитель. Версий много, но нам нужно найти истину. Что же мы должны сделать, чтобы понять, почему рассказ назван «Живое пламя»?
Учащиеся  говорят о том, что нужно проанализировать рассказ.

IV. Этап коммуникации (поиска новых знаний в группе).

Обучающиеся разделены на 4 группы: «Любители природы», «Литературоведы», «Биографы», «Философы».

Учитель: Работая в группе, ответьте на вопросы, которые даны на листе заданий. Итоги работы группы кратко сформулируйте в тетради.

Выберите, кто из группы будет озвучивать ответы.

1 группа «Любители природы»

Вопросы, на которые необходимо найти ответ.

  • Почему автор даёт такое подробное описание цветущей клумбы? (Подчёркивает на фоне других цветов простоту маков и вместе с тем их необычность, красоту).
  • Как автор подчёркивает исключительность маков, их превосходство над остальными цветами? (Маки растут «в центре» клумбы).
  • Какова особенность маков? (Цветут всего два дня).
  • Каким было первоначальное отношение Ольги Петровны к макам? (Не считает его цветком, для Ольги Петровны это всего лишь овощ).
  • Как и при каких обстоятельствах отношение к макам меняется? (Ольга Петровна полюбила маки после их бурного цветения).
  • Найти и зачитать описание цветущих маков. Было дано индивидуальное домашнее задание. Ученица читает отрывок наизусть.

2 группа «Литературоведы»

  • С помощью каких приёмов автор создаёт образ маков? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнения, эпитеты. (Метафоры – «большой ковёр маков», «живой огонь», «раскрывали свои огненные языки». Сравнения – «лепестки, точно искры», «походили на зажжённые факелы».Эпитеты – «из влажной, полной жизненной силы земли», «всё новые и новые туго свёрнутые бутоны»).
  • Выпишите слова одной тематической группы, с помощью которых автор описывает цветущие маки (Тематическая группа с лексическим значением «огонь», «горение»: «факелы», «языки пламени», «яркий огонь», «опалят», «обжигающая яркость», «буйно пламенели»).

3 группа  «Биографы»

  • Почему Ольга Петровна «заторопилась в дом», при этом «как-то сгорбившись»? (Маки напомнили ей погибшего сына).
  • Что и когда мы узнаём о сыне Ольги Петровны Алёше? (О судьбе Алексея читатель узнаёт в конце рассказа, маки уже отцвели.  Алёша погиб, спикировав на спину фашистского бомбардировщика).
  • Какими качествами должен обладать человек, выбравший себе такой жизненный путь, как выбрал Алеша? Выписать из текста слова, характеризующие данный образ жизни, свой выбор аргументировать. («Сгорел» - жизнь яркая; «без оглядки» - человек, уверенный в себе, имеющий цель и стремящийся к её воплощению; «в полную силу» - отдавать себя без остатка окружающим людям, не жалея сил, жертвуя своей жизнью; «короткая» - жизнь быстротечная, но насыщенная).

4 группа «Философы»

  • «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита». Что имеет в виду Ольга Петровна, говоря о маках? (Человеческую жизнь).
  • Чем становятся маки для Ольги Петровны? (Маки - память о рано погибшем сыне).
  • Что символизируют маки? (Маки – символ человеческой жизни).
  • Заключительные слова рассказа практически повторяются в заголовке: «живой огонь» - «Живое пламя». Что они означают? (Пламя, дающее жизнь, вселяющее надежду, хранящее память о близких. Не зря говорят, что человек жив до тех пор, пока память о нём хранится в наших сердцах).
  • Финал оптимистичен. Что даёт нам возможность считать именно так? (На земле – «полыхал ковёр маков», над землёй – «огненные языки» этих цветов, из земли, «полной жизненной силы», – «подымались всё новые и новые …бутоны».

Презентация результатов групповой работы. Представители групп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы.

V. Этап взаимоконтроля.

1. После прослушивания всех ответов  в группе отвечают на проблемный  вопрос:

  • Над чем же призывает задуматься читателя автор рассказа? (Е.И.Носов предлагает задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, которая не боится трудностей и полна глубокого смысла).

2. Сопоставительный анализ  эпизода из фильма «В бой идут одни старики» и рассказа «Живое пламя».

Учитель. Посмотрите отрывок из фильма Л. Быкова «В бой идут одни старики» (песня «Смуглянка», просмотр отрывка, когда погибает Смуглянка).

Сопоставьте рассказ «Живое пламя» и отрывок из фильма «В бой идут одни старики». К каким выводам привело вас это сопоставление? (Смуглянка, как и Алеша, погиб, защищая страну от врагов, прожил короткую, но яркую жизнь.)

3. Подведение итогов урока.

  • Скажите, как же слово «память» связано со словом «огонь»? А со словом «маки»? Работа с изображениями. Запись ассоциативного ряда: цветущие маки – образ огня – жизнь как огонь – вечный огонь – благодарная память.
  • Так почему Е.И.Носов рассказ назвал «Живое пламя»? (В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Жизнь можно прожить короткую, но яркую. Маки – символ такой жизни, символ памяти о тех, кто погиб на фронтах войны ).

VI. Этап рефлексии.

Развернутый ответ на вопрос: «Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Е.И.Носова?»

Разноуровневое домашнее задание. Каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов для получения оценки. 

Задания на 1 балл

Задания на 2 балла

Задания на 3 балла

Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

Выявить особенности композиции рассказа, составить план.

Развернутый ответ на вопрос: «С каким литературным героем можно сравнить жизнь Алексея?»

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

Развернутый ответ на вопрос: «О каких ценностях жизни говорит Е.И.Носов в рассказе «Живое пламя»?

Подобрать высказывания выдающихся людей о памяти.

Развернутый ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея?»

Написать эссе ««Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».

Литература

  1. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е.Носова / И.Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - с. 5-10.
  2. Россинская В.С. Не дать погаснуть живому огню/ В.С. Россинская// Литература в школе. – 1995. -№ 3. . – с. 77-80.