Формирование общеучебных умений работать с информацией на уроке литературного чтения при изучении «Сказки про трёх поросят»

Разделы: Литература, Начальная школа


Важными универсальными для многих школьных предметов способами получения и применения знаний являются общеучебные умения. В стандарте под общеучебными умениями понимаются «универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний». В стандарте общеучебные умения входят в группу познавательных УУД и предполагают умения получать и применять знания.

Средства формирования умений работать с информацией могут быть различны. Одним из них является междисциплинарная программа «Чтение: работа с информацией». Этой программой определяются общеучебные умения, которые необходимо сформировать в начальной школе:

  • Получение, поиск и фиксация информации
  • «Понимание и преобразование информации
  • «Применение и представление информации»
  • «Оценка достоверности получаемой информации

Формирование умений работать с информацией происходит на всех уроках. Учащиеся не только получают информацию, но и учатся рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, оценивать достоверность, сопоставлять информацию с жизненным опытом, представлять. Огромная роль по формированию умений работать с информацией при работе с художественным текстом отводится урокам литературного чтения. Очень важно включить учащихся в активную читательскую деятельность. Этому способствуют такие приемы анализа литературного произведения, как анализ образа конкретного героя, постановка проблемных вопросов к тексту, составление вопросов аналитического характера, рассказ от имени героя, работа с иллюстрациями к произведению, театрализация, составление плана и т.д. В качестве примера формирования умений работать с информацией представим конспект урока литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят».

Цель: Формирование общеучебных умений работать с информацией на примере английской народной «Сказки про трёх поросят» и сказки С.В.Михалкова «Три поросёнка».

Задачи:

  • Расширять читательский опыт учащихся при знакомстве с английской «Сказкой про трёх поросят» и сравнении её со сказкой С.В.Михалкова «Три поросёнка».
  • Развивать умения осознанного чтения и анализа художественного произведения, умения сравнивать авторскую и народную сказку, умения понимать, искать, фиксировать информацию, сжато пересказывать текст, работать со словарём.
  • Воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, трудолюбия на примере поступков героев сказки.

Этап урока

Содержание

Формируемые умения работать с информацией

1. Оргмомент

- Ребята, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь, я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы продолжить путешествие в мир литературы.

 

2. Актуализация знаний

- Сегодня на урок к нам пришла сказка. Я предлагаю вам прочитать несколько зачинов и узнать её.

  • «Жила-была на свете старая свинья с тремя поросятами. Сама она уже не могла прокормить своих поросят и послала их искать по свету счастья…»
  • «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками…»
  • «Жили-были три поросенка, которые ушли от папы и мамы, чтобы побродить по свету. Все лето они бегали по лесам да полям, играя и веселясь. Веселей их не было никого, со всеми они легко заводили дружбу, везде их с радостью принимали. Но вот лето подошло к концу, и все стали возвращаться к своим обычным делам, готовясь к зиме…»

- Из какой сказки эти зачины? («Три поросёнка»)
- Вы правы. К нам в гости пришла «Сказка про трех поросят».
- Как вы думаете, почему сказка одна и та же, а зачинов несколько, и все они разные? (У этой сказки разные авторы)
- Откуда мы узнали про сказку о трех поросятах?

Прочитайте текст.

Народная «Сказка про трех поросят» родилась в Англии. В настоящее время известны переводы сказки на русский язык нескольких авторов. Самой известным считается перевод С.В.Михалкова. Мы только условно называем произведение Сергея Михалкова переводом. На самом деле можно считать, что у Сергея Владимировича самостоятельное произведение. Он внес новое в содержание сказки, дал имена главным героям.

- Что узнали из этого текста? (ответы детей)

- Кто знаком со сказкой «Три поросёнка»? Кому эта сказка не знакома?

Получение и понимание информации

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы встретимся не только с героями сказки С.Михалкова, но и с героями английской народной «Сказкой про трёх поросят». Сравним сказку С.Михалкова с народной английской сказкой.

 

4. Знакомство со сказкой С.Михалкова «Три поросёнка» Первичное чтение сказки

Чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка»

Получение информации

Проверка восприятия

- Вам понравилась сказка? Что понравилось?
- Как зовут героев этой сказки? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф)
- Что вы о них узнали? (Поросята строили дома. Один поросенок построил дом из соломы, другой из веток, а третий построил каменный дом)

Понимание информации

5. Повторное чтение сказки С.Михалкова «Три поросёнка» и анализ сказки

- Что узнали о Ниф-Нифе?
- Какой дом построил Нуф-Нуф?
- Какой дом возвел Наф-Наф?
- При каких обстоятельствах произошла встреча Ниф-Нифа с волком?
- Как волк оказался у дома Нуф-Нуфа?
- Куда страх привел братьев?
- Почему волк разрушил дома Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
- Почему ему не удалось разрушить дом Наф-Нафа?

Понимание информации

6. Работа с иллюстративным рядом. Составление картинного плана. Краткий пересказ сказки

Рассмотрите иллюстрации к этой сказке. Расставьте их по порядку и составьте краткий пересказ.

Работа в группах. Одна из групп размещает иллюстрации на доске.

Проверка работы.
- Можно ли данный иллюстративный ряд назвать планом? (да)
- Как называется такой план? (картинный)
- Пользуясь этим планом, расскажите сказку.
Краткий пересказ сказки.

Осуществление логических действий, умение кратко пересказывать текст

7. Обобщение по сказке С.Михалкова «Три поросёнка»

- Какова главная мысль сказки?
- Автор сказки, которую вы сейчас рассказывали - «Три поросенка» С.Михалков.
- С какими произведениями С.Михалкова вы знакомы? («Дядя Стёпа» и др.)
- А хотели бы вы познакомиться с другими произведениями С.Михалкова. Где можно найти его произведения? (в библиотеке).

В библиотеке есть несколько разделов:

  • Художественная литература
  • Учебная литература
  • Развлечения
  • Физкультура и спорт
  • Искусство
  • др.

- В каких разделах библиотеки вы будете искать книги С.Михалкова?

Умение понимать информацию, работать с толковым словарём

7. Знакомство с английской народной «Сказкой про трёх поросят». Первичное чтение сказки

- Как вы думаете, сказка С.Михалкова «Три поросёнка» и народная «Сказка про трёх поросят» одинаковые? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с народной английской сказкой.

Чтение сказки.
1 часть читает учитель,
2 часть – хорошо читающие дети,
3 часть – учитель.

Получение информации

Проверка восприятия

- Вам понравилась сказка? Что вам понравилось? Что не понравилось?
-На сколько частей можно разделить этот текст?

Понимание информации

Повторное чтение народной сказки и анализ произведения

- Когда происходили описанные в сказке события. Какие слова помогли это понять? (ответы детей)
- Куда свинья отправила поросят? Прочитайте.
- Прочитайте о встрече каждого из поросят с человеком.
- Не получилось у волка взять силой третьего поросёнка и его дом. Как дальше повёл себя волк?
- Как волк пытался обмануть третьего поросенка. Прочитайте.
- Прочитайте следующий отрывок из сказки и выполните задания к этому тексту (детям раздаются карточки с текстом и заданиями к нему):
«…А поросенок опять вышел из дома пораньше. Прибежал на ярмарку, купил маслобойку и направился уж было домой, как вдруг видит волк идет. Что делать? Насмерть перепугался поросенок и полез в маслобойку, да на беду опрокинул ее и вместе с ней покатился с холма прямо на волка. Волк до того напугался, что еле ноги унес, даже про ярмарку позабыл….»

Задания:
1. Все ли слова в этом отрывке вам понятны?
2. Подчеркни в этом отрывке слова, которые тебе незнакомы.
3. Если ты не знаешь значение слова, что будешь делать? Запиши
4. В каком словаре можно найти значение слова? Отметь свой ответ

  • Орфографический словарь
  • Словарь ударений
  • Толковый словарь
  • Словарь фразеологизмов

- Проверяем выполнение предложенных заданий.
- Какие слова из этого отрывка вы подчеркнули? (маслобойка, ярмарка)
- Если не знаете значение слова, что будете делать? (обратимся к словарю или спросим у учителя)
- В каком словаре можно найти значение слова? (толковом)
- Как работать с толковым словарем. Что нужно знать, чтобы быстро найти значение слова? (Проговаривается алгоритм работы с толковым словарем)
- Какие определения вы нашли в толковом словаре к слову «ярмарка», «маслобойка»?
Маслобойка – это аппарат для сбивания масла.
Ярмарка – это большой торг с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
- Рассмотрите иллюстрации к народной сказке о поросятах. Найдите иллюстрацию к прочитанному отрывку и обведите эту иллюстрацию. Докажите выбранный ответ.

- В третьей части сказки сказано, что «волк просто рассвирепел». Почему?
- Каковы были его дальнейшие действия?
-Удалось ли волку победить третьего поросёнка?

Получение информации, понимание информации, поиск информации,
фиксация информации

10. Сравнение сказки С.Михалкова и английской народной сказки

Чем похожи сказки? Чем отличаются? Соедините данные карточки с признаками определенной сказки с нужной сказкой.

Понимание информации

11. Итог урока. Рефлексия

Сегодня мы были в гостях у народной «Сказки про трех поросят» и сказки С.Михалкова «Три поросенка» Что мы узнали? Чем похожи сказки? Чем отличаются? Чем запомнился вам этот урок?

Понимание информации

 

Литература.

  1. Планируемые результаты начального общего образования. / Под редакцией. Ковалевой Г.С. Логиновой О.Б. - М: Просвещение, 2009.
  2.  Михалков С.В. «Три поросенка» - М., 1982.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.
  4.  Шотландские и английские сказки/ Пер. с англ. и составление Н.В. Шерешевской: - М.: МНПП "Гендальф", 1993.