Занятие по экологии с детьми старшей группы "Растения – наши друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить представления о том, что растения - живые, используя модели.
  • Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения - это деревья, кусты, травы.
  • Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
  • Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
  • Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.
  • Закрепить и уточнить представление о целительных свойствах зелёных растений.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте.

1-я часть

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Воспитатель: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а эколог выкладывает на доске модели.)

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» (дерево)

Назовите, какие вы знаете деревья? (дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан). А давайте спросим, какие деревья, которые мы не называли, знают наши гости: ( саксаул, хлебное, бутылочное, эвкалипт, секвойя, пальма).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Воспитатель: Как можно моделью обозначить дерево? Найдите у себя модель дерева и положите перед собой.

2-я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные –
Чёрные, белые, красные.
(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.)

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

Найдите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.

3-я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Эля, выбери картинки с травянистыми растениями.

Как ты их узнала? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.)

Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Найдите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физминутка:

1, 2, 3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

2-я часть

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Давайте подумаем, для чего растениям корень?

(дышит, питает, удерживает в земле)

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Д/игра «Помоги растению»

Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья». Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду.

А как растения помогают людям?

(рассказы детей о лекарственных растениях)

Стук в дверь.

Входит доктор Ромашкин.

«Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.»
Погода расплакалась - просто беда
На небе вода, под ногами вода,
И хлюпает нос, и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал
Приду и скажу вам: «Дружок не скучай »,
А выпей целебный, душистый мой чай.

(Детям предлагается настой трав - мята, липа, душица, шиповник)