Активизация познавательной деятельности на уроках географии как повышение результатов обученности с учетом требований ФГОС

Разделы: География


На какой результат ориентироваться на уроках географии? С внедрением ФГОС каждый учитель по-новому ставит перед собой этот вопрос. Три основные группы результатов, на которые опирается учитель: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные: усвоение алгоритма создания тезисного плана, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, поиск путей решения проблемы, работа с текстом.

Метапредметные.

  • Регулятивные: планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.
  • Познавательные: классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно-информационные: поиск и отбор информации из разных источников, работа с текстом.
  • Коммуникативные: умение вести диалог, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Личностные: формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру, развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Обучение по ФГОСам требует от учителя особой подготовки и новый подход к результатам обученности. Но часов мало, а в тоже время необходимо подготовить учащихся к итоговым работам по курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся. На своих уроках я стараюсь создать условия для развития личности учащихся, обеспечить адаптацию к новым социально-экономическим условиям, активизировать познавательную деятельность учащихся, учитывая индивидуальные особенности.

Поэтому работу с учащимися 10 класса я выстроила в двух направлениях:

1. Первое направление. Выделение в начале учебного года временных типологических групп:

1) группа учащихся с высоким уровнем обученности (устойчивый интерес к предмету географии);

2) группа со средним уровнем обученности (неустойчивый интерес к предмету);

3) группа учащихся с низким уровнем обученности (нет интереса к предмету).

На основе учета показателей обученности мною были разработаны и составлены системы заданий, которые применяются на уроках.

Высокий уровень

Средний уровень

 Низкий уровень

Задания межпредметного характера, проблемные задания.

Проблемные задания.

Репродуктивные задания.

Добровольные задания, использование планов, конспектов, памяток; выполнение заданий без помощи учителя. Со стороны учителя - отслеживание результатов.

Задания в занимательной форме.

Задания на воспроизведение материала.

Пример заданий по темам: «Географическое положение и природноресурсный потенциал Восточной Азии», «Япония», «США».

Высокий уровень

 Средний уровень

Низкий уровень

Тема «Географическое положение и потенциал Восточной Азии». Какие страны выделяются в регионе по всем показателям? Составить образ стран первого поколения. Объяснить причины столь успешного развития именно этих стран.

Составьте схему: полезное ископаемое – страна – специализация.

Заполнить таблицу, характеризующую обеспеченность Восточной Азии минеральными ресурсами по форме: страны богатые разнообразными видами минерального сырья; страны богатые 1-2 видами сырья; страны бедные природными ресурсами.

Тема «Япония». Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией», сделать анализ.

Составить картосхему: Внешние связи Японии.

Перечислить основных поставщиков сырья и топлива в Японию.

Тема «США».
Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды, рассчитайте обеспеченность ими в годах. Сделайте вывод.

Выделить на карте направления основных нефтепроводов США.

Найти на карте и перечислить поставщиков сырья.

Представьте, что вы посетили один из городов США, опишите его.

 Какие черты населения свидетельствуют о высоком уровне его экономического развития?

Перечислите города – миллионеры.

Задания отмечены значками, учащиеся выбирают сами.

Многим ребятам предмет интересен, но как удержать интерес и как заинтересовать других учащихся? Большинству учащихся географию при поступлении в ВУЗы не сдавать, поэтому ученики не пытаются выполнить более сложные задания. Я попробовала найти ответ, связав предмет с развитием творческого потенциала, с развитием творческой личности.

2. Второе направление: активная позиция ученика. Ученик должен понимать, что за него никто не будет думать, он сам должен ориентироваться в современном мире. Проблемный подход, часто используемый на уроках географии интересен, но сложен и требует сил, дополнительных знаний, сформированных навыков. Поэтому другим условием осуществления стал индивидуальный подход: к учащимся из 3 группы (низкий уровень обученности) и к учащимся 2 группы (средний уровень обученности).

Моя тема самообразования: «Выявление, развитие личностных факторов учащихся и реализация творческого потенциала на уроках географии и экономики в рамках учебной программы». Тема исследовательская, и я стала собирать материала для анализа результатов. Было проведено небольшое обследование учащихся из 2 и 3 групп, с использованием методики «Самоопределение предпочтительных видов деятельности».

Цель: Выявить наличие у ребят определенных качеств личности – оригинальность, богатство фантазии, стремление к изобретательности. Учащиеся из двух групп показали средние и низкие результаты. Возможно, это мешает развитию творческих способностей, следовательно, угасает интерес к предметам. На уроках географии попробовала объединить 2 и 3 группы учащихся и стала выделять учащимся специальные задания (обязательные) в занимательной форме. Через несколько месяцев было проведено еще одно обследование учащихся, использована методика «Краткий тест творческого мышления Торренса».

Цель: Выявить проявления креативности в показателях беглости, гибкости мышления, оригинальности, разработанности. Данные являются показателями творчества обучающихся. Большинство учащихся показали средние и высокие результаты. У обучающихся появились такие личностные характеристики как готовность к росту, готовность трудиться, готовность к преодолению препятствий. Можно предположить, что использование обязательных творческих заданий для 2 и 3 групп учащихся формирует познавательный интерес к предмету, следовательно, формирует положительную мотивацию на уроках географии, следовательно, формирует творческую личность, способную ориентироваться в сложном мире информации, что приведет к высоким результатам.

Пример обязательных, дополнительных заданий для учащихся 2, 3 групп.

Тема

Задания (в классе или домашнее)

Мировые природные ресурсы

Почему решение экологических проблем требует участия всего мирового сообщества?
Нанесите на контурную карту возможные пути транспортировки айсбергов из арктических и антарктических широт в страны засушливого климата.

География населения мира

С чем связано широкое распространение английского и испанского языков?
Приведите примеры национальных проблем. Каковы причины их возникновения?

Зарубежная Европа

Почему Европа остается главным регионом международного туризма?
Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для Германии и Италии это не характерно?

Зарубежная Азия

Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» получил наиболее яркое выражение в Японии?
Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, нужно жить в деревне?»

 Развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей способствуют метапредметные задачи. Поэтому большинство уроков в 10 классе носят междисциплинарный характер: Международная экономика. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран США и Канады. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран Латинской Америки. США в международных экономических отношениях (составление диаграмм, сравнение ВВП и ВНП по статистическим материалам). Кредитно-денежная политика государства. Банковская система стран. Измерение объема национального производства (сравнение показателей по статистическим материалам стран). Группы стран в мировом хозяйстве. Мировая валютная система. Модули урока разные, в зависимости от темы. Например:

1. Изучение нового материала (эвристическая беседа: вопрос + совместное логическое рассуждение).

2. Организация малых групп по уровню обученности, по интересам или по желанию.

3. Работа в группах.

4. Отчеты групп.

5. Обобщение результатов.

6. Контрольно-диагностический этап (бинарный тест).

Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в 10 классе на уроках географии проводится работа в двух направлениях: выделение временных типологических групп, индивидуальный подход к учащимся 2, 3 групп. Формы разнообразные:

1. Составление учителем опорных конспектов для учащихся по новым темам (разноуровневые задания).

2. Три уровня домашнего задания:

  • 1 – обязательный минимум – абсолютно посильно и понятно всем учащимся;
  • 2 – тренировочный – тем ученикам, которые желают знать предмет, легко осваивают новый материал;
  • 3 – творческие задания - добровольные (например: составить кроссворд, определить дальнейшее возможное развитие страны или региона).

3. Индивидуальные задания, выполненные с ИКТ.

4. Использование дополнительных творческих заданий для учащихся 2, 3 групп.

5. Разноуровневые практические задания.

6. Работа в группах.

7. Создание проектных работ по географии.

Согласовывая содержание, темп, ритм, формы обучения с возможностями учеников повышается результативность обучения, качество знаний.

Учащиеся не будут бояться сдачи экзаменов, таким образом, уроки географии будут одной из составляющей воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно приумножать свою культуру.