Сложное предложение. 4-й класс. УМК "Школа 21 века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: создание условий для повторения выделения грамматической основы; знакомства с признаками сложного предложения, обучения задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой.

Учебные задачи:

  • Обобщать и систематизировать знания о предложении.
  • Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения.
  • Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами.
  • Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение».
  • Находить в тексте сложные предложения.
  • Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием.
  • Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
  • Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
  • Понимать информацию, представленную в виде схемы.
  • Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
  • Задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
  • Составлять предложения в соответствии с поставленным условием.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

  • Распознавать простое предложение от сложного.

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные

  • Формулировать и удерживать учебную задачу.
  • Составлять план и последовательность действий.
  • Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Определять общую цель и пути её достижения.
  • Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  • Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
  • Соблюдать грамматические нормы речи.

Средства: учебник, раздаточный материал, презентация.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, займите свои места. Проверьте правила посадки, проверьте расположение тетради на парте.

- Я рада нашему уроку,
Мне с вами интересно, друзья!
Разные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок.

- Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

 

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.
- Какие организационные правила применим в работе?
  1.  Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.
  2. Контролировать действия и результат работы.
  3. Оценивать действия и результат работы символами.
  4. + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.
  5. ? – работал самостоятельно, но были ошибки.
  6. – самостоятельно работать не мог.

Фиксируем в листах самооценки.

- Мы завершили изучение темы «Словосочетание»
- Вспомните, словосочетание – это «строительный материал» для чего?
- Для предложения
- Что такое предложение?
- Что вы знаете о предложении?
- Вспомним основной признак предложения.
- Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль.
- Предложения бывают повествовательными, побудительными, вопросительными, невосклицательными, восклицательными, распространенными и нераспространенными. Предложения состоят из словосочетаний.
- Продолжите:
Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов;
2) без однородных членов;
3) без грамматической основы.
- Действительно, предложение не может существовать без грамматической основы.

 

- Без грамматической основы.

- Что мы называем грамматической основой?

- Это главные члены предложения.

3. Определение темы, цели. Планирование

1. Работа по карточкам

Спишите. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
Прочитайте задание и задайте  вопросы  на понимание.

Мороз пощипывает нос и щеки.
Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щеки.
Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.

Работа в группах. (сначала каждый сам, а потом обсуждение)
- Сколько грамматических основ в каждом предложении? - 1, 2. 2.
- Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе. Предполагают названия.
- Как бы вы назвали предложения, в которых 2 и более основы?
- Нам нужно найти урок 123.
- Как нам это быстро сделать?
- К какому блоку относится наш урок?
- Какие задачи мы решаем на уроках этого блока?

Читают учебник.

- «Как устроен наш язык».
- На уроках этого блока мы знакомимся с законами русского языка.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Какую цель поставите себе на урок?

- Сложное предложение.

- Познакомиться со сложными предложениями.

   

- Рассмотрите задания учебника к этому уроку.

- Определим задачи нашего урока.

- Чему будем учиться?

- Что будем развивать?

- Что будем объяснять?

- Находить сложные предложения в тексте; работать с алгоритмом.

- Умение находить количество грамматических основ в предложении; внимание, речь.

- В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой.

   

- Что будем контролировать?

- Как построим нашу работу?

- Составим план.

- Контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.
И + Н (исследуем и наблюдаем)
ОНЗ (открываем новые знания)
ВП (выводим правило)
ПЗ (применяем знания)
К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

- Напомните тему нашего урока?

- Попробуйте сами дать определение сложному предложению.

- Прочитайте правило у себя в учебнике и проверьте, правы ли вы?
- Запомните! Между частями сложного предложения, между двух основ всегда ставится запятая. Также, части сложного предложения могут соединяться союзами, но при этом запятая сохраняется.

- Предложение называется сложным, если оно состоит из двух или более частей.

 

- Дети читают.

- Обратимся к примерам на с. 142
- Прочитайте предложение.
- Сколько частей в предложении?
- Назовите грамматическую основу.
На стр. 142 из упражнения №2 каждая группа выписывает по одному сложному предложению и проводит работу с ним. Что у вас получилось? Что нового вы заметили?
(В сложных предложениях есть запятая и бывают союзы).

 

 

Недавно прошёл дождьдорога уже высохла.

Мы выехали, и заря разгоралась

4. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- Обсудите задание в группах. Задайте вопрос на понимание.
Задайте вопрос от одной части предложения к  другой. Всегда ли это можно сделать?
- Разделите эти предложения на 2 группы:

Труд человека кормит, а лень портит.
Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.
Я заметил, что мои спутники устали.
Мы не знали, когда придут друзья.

- Проверяем.

1) Труд человека кормит, а лень портит.
Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.

2) Я заметил, что мои спутники устали.
Мы не знали, когда придут друзья.

Высказывают свои мнения.

- По какому признаку делили? - В первую группу вошли предложения, в которых нельзя задать вопрос от одной части к другой, а в других можно задать вопрос от одной части к другой.
- Какой вывод можно сделать? - Сложные предложения делятся на 2 вида.

- Нам известны виды сложного предложения? Как узнаем?

- Прочитаем об этом в правиле из рубрики «Тайны языка» на стр.143-144.
Дети читают правило.

5. Первичное закрепление

- А теперь попробуйте определить какие действия нужно выполнить, для того чтобы отличить сложносочинённое предложение от сложноподчинённого.
- Проверим себя.
- Обратите внимание, как схематически изображаем сложные предложения.

1. Найти основы, задать ?
2. Если задать ? можно – это СПП, если нельзя - это ССП

Дети читают алгоритм

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- У каждого из вас на партах лежит этот алгоритм, который будет помогать на первых уроках  различать эти предложения друг от друга.
- А сейчас, используя алгоритм, выполните по учебнику упр.4, работая в парах.
- Продолжи предложения, выбрав слова из справок. Определи вид сложного предложения.

Самопроверка по образцу
Результат работы заносится в листок оценивания 

Выполняют упражнение в парах

Прорастёт семечко, и вырастет большой куст. (ССП)
Дождь совсем прошёл, когда мы добрались до озера. (СПП)
Мальчик не вошёл в комнату, а собака забежала и стала ласкаться.(ССП).
Мы с грустью смотрели, как уходит поезд. (СПП)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Ребята, сейчас каждый из вас получит задания в виде теста. Выберите правильный ответ.

Самостоятельно выполняют тест

1. Сложными называются предложения, в которых:
А) одна грамматическая основа;
Б) две и более грамматических основ;
В) две грамматические основы

2. Сколько грамматических основ  в каждом предложении.
С озера улетели утки, и берега опустели. (1) (2)
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (1) (2)
На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин. (1)(2)

3. Выбери схему для данного предложения.
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
А) [ ], (чтобы).
Б) [ ], [ ].
В) [ ], а [ ].

4. Как различить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения:
А) это сделать невозможно;
Б) задать вопрос от одной части к другой;
В) посмотреть на основы каждой части.

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.
- Кто получил +?
Проверка выполняется по образцу, результат заносится в лист оценивания.

- Предлагаю определить домашнее задание.

- Почему?

Правила, алгоритм с.141, 143.

Упр.2, стр.142 или составить по 2 предложения – ССП, СПП.
- Обосновывают выбор Д/з.

8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Сложное предложение»
- Что не выполнили из запланированного на урок?

 

- Выполнили все.

- Какие задачи не решили? - Решили все задачи.
- Какую задачу  возьмем на следующий урок и продолжим её решать? - Находить сложные предложения в тексте; работать с алгоритмом.

- Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока. 
- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?
(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).
- Какие вопросы необходимо решить?
- Спасибо всем за работу.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.

Литература

  1. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана - Граф, 2012.
  2. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана - Граф, 2013.