Мягкий знак на конце и в середине слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1. «Кто лучше считает?»

В игре участвует весь класс. У каждого ученика две сигнальные карточки со знаками «=» и «<». Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства – другого. Учитель называет слово, а учащиеся должны сосчитать, сколько в нём звуков и сколько букв надо для его написания. Если число звуков и букв совпадает, учащиеся поднимают карточку «=», если число звуков и букв не совпадает - «<». По цвету карточки учитель легко определяет число ошибок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, который допускает наименьшее число ошибок.

Слова для игры: дом, конь, сыр, рис, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост.

2. Хитрые вопросы

  • Как превратить мел в мелкое место на реке? (мел-мель)
  • Как угол превратить в топливо? (угол-уголь)
  • Как спрятать в середину слова ь в словах день, пень, уголь, зверь, окунь? (деньки, пеньки, угольки, зверьки, окуньки).
  • Как сделать, чтобы шест стал числом? (ь - шесть)
  • Как из банки сделать баню? (банка – банька)
  • Как из полки сделать танец? (полка – полька)

3.  «Занимательные квадраты».

На доске – рамки с клетками, в которых записаны только концы слов, а начало – пропущены. Соревнуются два ученика или две команды по четыре человека. Нужно заполнить пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.

 

 

 

ь

м

о

 

 

 

ь

т

о

 

 

 

ь

ц

о

  

 

 

ь

м

а

                                                                    

 

 

 

ь

к

и

 

 

 

ь

к

и

 

 

 

ь

к

и

  

 

 

ь

к

и

4.  «Эстафета».

В игре принимает участие весь класс по колонкам с одинаковым числом учащихся. «Лишние» ученики могут быть в роли контролёров. Каждая колонка получает листок с заданием по числу учащихся. Задача каждого игрока – записать по одному слову с ь конце или в середине слова и передать листок следующему игроку. Заполненный листок сдаётся учителю для проверки. Помогают учителю проверять контролёры.

Выигрывает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Образцы заданий:

1. ь в конце____________

2. ь в середине_________

3. ь в середине_________

4. ь в конце___________

5. ь в конце___________

6. ь в середине________

5. «Посчитаем» (викторина).

Вот идут они гуськом
Вдоль лесных дорожек:
Ёж – отец, ежиха – мать,
И ребёнок – ёжик.

1. В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает?

2. В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

3. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?

4. Какие ещё слова вы знаете, где букв больше, чем звуков. Напишите.

5. Какие вы знаете слова, где звуков больше, чем букв. Напишите.

Участники викторины выполняют задания на листочках. По окончании работы проверяются и оцениваются.