Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе на тему "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: научить писать детей мягкий знак после шипящих в глагольных формах; развивать умение в правописании мягкого знака в словах разных частей речи.
  • Развивающая: развивать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенции учащихся. Развивать речь, внимание, память, воображение, мотивацию к предмету учащихся.
  • Воспитательная: формировать умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем; уважение друг к другу.

1. Организационный этап

Родной язык должны все знать, 
Он друг наш самый близкий.
Он учит думать, рассуждать,
Язык великий русский!

- Подарите друг другу улыбку и с таким настроением мы приступаем к интересной работе.

Мы сегодня будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

Презентация.

2. Актуализация опорных знаний

1. Словарная работа.

- Работаем группой на специальных листах. Помогать нам будут сегодня сказки Пушкина. Я зачитываю отрывок, в котором вы должны услышать знакомое словарное слово и объяснить правильное его написание.

(напоминаю о правильной посадке)

1.

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой. (берег)

2.

Вот открыл царевич очи
Отрясая грезы ночи.
И, дивясь, перед собой
Видит город он большой (город)

3.

Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят. (корабль)

4.

А лежит наш путь далек,
Восвояси на восток. (восток)

5.

Царь Дадон к шатру спешит.
Что за странная картина -
Перед ним его два сына. (картина)

6.

Вот съезжает в город он.
Вдруг раздался легкий звон.
На глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы. (Столица)

Я тоже написала эти слова на доске. По какому признаку можно объединить эти слова? (они все существительные).

А по какому признаку можно разбить слова на группы? (по роду, склонению, по количеству слогов)

- Внимание! Задание: составить предложение группой, используя не менее 2 слов и записать его.

(каждая группа зачитывает свое предложение.

Лучшее - записываем на доске и выполняем синтаксический разбор предложения)

- Откройте секрет! Какая же часть речи помогла вам оживить предложения?

Что это за часть речи?

(Рассказать про глагол: что обозначает, на какие вопросы отвечает.)

- Оцените на листочке свою работу в группе:

  • Красный кружок - были трудности, разногласия, спорили много
  • Желтый кружок - сомневались
  • Зеленый кружок - все получалось, было легко

Постановка темы и цели.

Подготовительная работа.

- На столах у каждой группы старинные свитки.

Время, к сожалению, не жалеет бумагу. Часть слов потерялась!

Ваша задача-восстановить слова, написать их в тетрадь, а рядом объяснить их написание.

(Проверка: каждая группа зачитывает свой текст и дает объяснение пропущенным орфограммам)

Реч…… последней по всему
Полюбилася ему.
Улетела лебедь птица,
А цареви….. и царица
Целый день проведши так
Леч…..решили натощак.

Ветер, ветер! ты могу….
Ты гоняе…… стаи ту……
За невестою своей
Королеви….. Елисей
Между тем по свету скачет.

Петушок с высокой спицы
Стал стереч… его границы.

Сказка-лож…..,
Да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

Везть царевну в глу…… лесную.

Ты волна моя, волна,
Плеще…… ты, куда захоче…….
Ты морские камни точиш……

- В какой части речи трудно было доказать? (в глаголах)

2. Постановка темы и цели урока

- Определите тему урока!

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Основная цель урока: Научиться писать Ь в глаголах после шипящих.

Когда у глаголов вы писали Ь знак?

(после шипящих-неопределенная форма, 2 лицо ед.ч., повелительное наклонение)

На экране портрет А.С.Пушкина и его высказывание «Что за прелесть - эти сказки».

- Оцените свою работу в группе.

3. Формирование новых знаний

А) Знакомство с новым материалом.

- Перед вами слова на экране. Они тоже взяты из произведений Пушкина.

 Помочь стеречь спрячь поешь говоришь течь плачь веешь намажь

Запишите их в 3 группы.

- Что заметили? (все глаголы, оканчиваются на шипящий и у всех Ь)

- Подчеркните Ь.

- А бывают еще другие формы глагола с шипящей на конце? (нет)

Значит, мы можем сделать какой вывод?

Б) Работа над правилом.

- Сейчас вы оформите это правило на отдельном листочке в своей группе. Схемы вам даю две. Выберите любую.

(Проверка вслух каждой группы)

- Молодцы! Оцените свою работу на листочке.

4. Формирование умений и навыков

Работа над упражнением в учебнике.

- Вставьте пропущенные буквы карандашиком (каждый самостоятельно)

- Объясните друг другу, где вы вставили Ь.

- Какое правило применили при написании глаголов с шипящим на конце?

(Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак)

- Выберите в группе из этого упражнения любую пословицу, которая вам кажется подходит для нас сегодня. Оформите ее на приготовленном красивом листочке.

(На доске вывешиваю заголовок «Пословица дня». Каждая группа зачитывает и вывешивает свою пословицу.)

Оцените свою работу в группе

5. Контроль знаний

Тест.

- Я зачитываю слово, а вы ставите +, если нужен мягкий знак; - если не нужен.

Рожь, горяч, чертеж, мяч, нет дач, пишешь, стеречь.

- Проверьте друг у друга в группе и проверим после этого вслух.

Оцените свою работу.

6.Рефлексия. «Дерево знаний»

(На доске висит изображение дерева. У детей из бумаги вырезан зеленый листок)

Каждый должен написать, что он узнал нового на уроке, и повесить на дерево свой листок.