Интегрированный урок (окружающий мир + химия) по теме «Что из чего сделано». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель.

  • познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы;
  • формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты

Предметные

  • классифицируют предметы по характеру материала;
  • определяют  природные материалы, которые люди используют для изготовления изделий;
  • выделяют и описывают общие признаки предметов;
  • составляют простейшие производственные цепочки;
  • формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта;
  • формулируют правила бережного отношения к природе.

Технологическая карта урока (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

Дети с самого начала поделены на 3 группы.

Проверка готовности к уроку.

Ну-ка ты проверь, дружок
Всё ль готово на урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать на уроке только «ПЯТЬ»

У: На прошлом уроке мы говорили об экономике. Что такое экономика? (Д: хозяйство, хозяйственная деятельность людей)

У: Какие отрасли экономики запомнили? (Д: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля)

У: Зачем нужны деньги?

У: Раньше денег не было, как люди обходились без них?

II. Индивидуальные задания по карточкам  (все уч-ся получают задания).

У:  Распределите, что относится к продукции промышленности, а что - к продукции сельского хозяйства.

(У уч-ся карточки с изображением различных предметов) (Приложение 2)

У: Что объединяет эти предметы? (Д: они сделаны руками человека.)

У: Вы можете назвать, из чего сделаны перечисленные нами предметы? (Учитель называет предмет, например: парта, окно, дверная ручка.

Дети говорят, из какого материала он сделан - из стекла, из дерева, из ткани, из кирпича, из металла, из бумаги.

У:  Что же именно мы будем говорить о предметах? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока в виде вопроса. (Д: мы будем говорить, из чего предметы сделаны.)

Тема урока – «Из чего что сделано?» (Учитель записывает тему на доске)

У: Попробуйте сформулировать учебные задачи, которые поставим перед собой? (Д: будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают).

У:  Проверьте свои предположения, зачитайте задачи урока в учебнике на с.108.

III. Создание проблемной ситуации.

У: На урок я приготовила предметы изготовленные из разных материалов, но они перемешались. Разделите их на 3 группы.

(Предметы: гвоздь, тигельные щипцы, крышка от банки, стеклянная банка, стеклянная воронка, колба, ручка, линейка, пешка).

После распределения каждая группа работает с предметами полученными из одного материала.

Учитель раздает табличку с признаками предметов. (Приложение 3)

Ребята выделяют признаки, характерные для их группы предметов  и делают вывод: предметы обладают общими признаками (свойствами).

- Почему? (в их состав входят одинаковые вещества – стекло, железо, пластмасс) они называют из чего сделаны данные предметы.

- А как вы думаете, что общего у ваших предметов и этих веществ (нефть, железные опилки, песок).

Д: (делают предположения, формулируют высказывания)

У:  Разобраться нам в этом поможет учитель химии Елена Олеговна.

У: все пластмассы первоначально были жидким веществом нефтью.

Слово “нефть” переводится с греческого как “каменное масло”.

Нефтяное дело имеют многовековую историю. Знакомство человека с этой удивительной жидкостью произошло еще несколько тысяч лет до н.э. Нефть с древнейших времен известна на Кавказе и в Китае.

Интересно отметить, что в Древней Руси первыми использовать нефтепродукты стали половцы при нападении на земли русских князей.

Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до чёрного цвета, с характерным запахом, в воде не растворяется, поэтому образует на её поверхности плёнку, не пропускающую воздух. (демонстрация жидкой нефти).

На территории России  находятся крупнейшие месторождения нефти. На мировом рынке нефти Россия занимает лидирующие позиции. 

Давайте определим какое место занимает Россия на мировом рынке добычи. Работа по карточкам (Приложение 4) (распределяют страны, делают выводы).

Из нефти получают множество разнообразных продуктов. (работа с коллекцией «Нефть и ее продукты»). Процесс переработки нефти очень сложный. Сначала нефть добывают из недр земли. В нашем крае находится крупнейшее месторождение по добыче нефти «Ванкор» (Рисунок 1) после добычи нефть поступает на перерабатывающие заводы, где одним из продуктов является этилен,  в дальнейшем из этилена на другом заводе получают пластмассы, которые используются для изделий.

Рис. 1

Нефть – это очень ценное полезное ископаемое, но неправильное использование и нарушение технологии добычи нефти приводят к серьёзным последствиям.

Основные экологические проблемы:  загрязнение воздуха; загрязнение поверхностных вод; нарушение почвенно-растительного покрова. (в ходе рассказа на доске выстраивается производственная цепочка).

 Добыча нефти

Завод по переработке
нефти

этилен

Завод по переработке этилена

пластмасс

У: Что получают из руды? (железо)

У: Давайте вместе создадим модель производственной цепочки «изделия из железа»

Для этого прочитайте текст «Откуда берется железо?» (Приложение 5) (Рисунок 2)

Рис. 2

У: Сейчас тебе предстоит познакомиться с материалом, который называется стеклом. «Зачем с ним знакомиться? – скажешь ты. – Я стекло давно знаю» Многие люди, так же как и ты, считают его обыкновенным. На самом деле, привычный всем материал – очень интересен. И начнем знакомство с ним с ответа на вопрос: из чего делают стекло?  (Рисунок 3-6) Прочитайте текст, заполните модель производственной цепочки «изделия из стекла». (Приложение 6)

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

У: Мы с вами рассмотрели стадии получения изделий из стекла, железа и пластмассы.

Итак, человеку нужны самые различные изделия. Где же он берет материал для их изготовления? (Д: в природе)

У:  На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3) Сажать новые деревья.

4) Восстанавливать земли на месте карьеров.

У: Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

Еще надо помнить, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.
Создавали ли вы что-нибудь из природных материалов своими руками?

Отгадайте загадку: Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Д: свеча). А давайте попробуем изготовить свечу своими руками!
(Изготовление свечи из парафина, создание продукта)

А пока свечка застывает, вы ответите на вопросы теста и мы проверим хорошо ли вы усвоили пройденный материал. (Приложение 7)