Взаимодействие воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, с различными факторами, в том числе и, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является насущной и актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук для формирования правильной речи. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1) отмечала, что кисть рук надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь у ребенка будет достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, и плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук  - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Комплексная работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; повысить качество речи, четкость звукопроизношения и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, Л.С.Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф.Марковская, Е.А.Екжанова, Е.М.Мастюкова, Т.А.Ткаченко, А.К.Толбанова и др.) (2). Т.А.Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В.В.Цвынтарный (3) также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с формированием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

Исследования отечественных физиологов подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и органов артикуляции, снимают умственную усталость, также они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова(1) отмечает, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связаны с речевой функцией». Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Развитию мелкой моторики рук способствует: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук; народные игры с ладошками; игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; игры с песком и водой; пальчиковый театр; ниткотерапия; дидактические игры; занятия продуктивной деятельностью(рисование, лепка, аппликация). Данные занятия должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не принесет стойкого положительного эффекта.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на формирование речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста. Семья и детский сад не могут заменять друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научить взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь, и именно в коррекционной работе чрезвычайно цена роль родителей. Давно выявлена следующая закономерность: чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка.

В коррекционной практике дошкольного учреждения широко используются различные формы работы с семьей, на которых адекватно и уместно проводить мероприятия по формированию подвижности пальцев рук:

- Совместные игровые практикумы с родителями и детьми;

- Информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки-передвижки);

- Тематические консультации, индивидуальные беседы.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развитие речи ребенка. А также готовят его к овладению навыков письма, сто в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей по развитию мелкой моторики рук играет значительную роль в развитии речи у детей раннего возраста.

 

Литература

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., Педагогика, 1973 г.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. – М., 1987г.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками м развиваем речь. – Спб, 1999г.