Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Программа "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Цель: способствовать формированию понятия  «склонение»,  развитию  умения  классифицировать слова по склонениям.

Обучающие цели:

  • ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
  • научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Развивающие:

  • формирование учебно-познавательной деятельности;
  • формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи, умения слушать;
  • развитие внимания и орфографической зоркости;
  • развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитывающие:

  • воспитание навыка самостоятельной работы;
  • воспитание навыка работы в группах, в парах;
  • воспитание самостоятельности, целеустремленности, аккуратности.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
  • готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели;
  • выбор основания и критерия для сравнения;
  • классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать учителя, ученика; 
  • вступать в диалог; 
  • сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.

Планируемые   результаты:

  • проверяют  написанное,  находят, сравнивают, классифицируют;
  • умение определять тип склонения имён существительных.

Основные методы:объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения: учебник.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с заданиями, сигнальные карточки,  ноутбук, проектор, экран, учебник «Русский язык» для 3 класса: часть вторая./ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014. – «Начальная школа XXI века»,  солнышко,  тучки.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.

Приветствие  учащихся.
Долгожданный дан  звонок,
Начинается  урок.
И  книжки,  и  тетрадки,
И  мысли – всё в порядке.
Проверим  готовность  к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II. Чистописание

Индивидуальная.
Практический.
Письмо.

Д  Дв  Дл  Дн  дад  дед  дил
Не  одежда красит человека,  а  добрые  дела.
Добрая слава под лавкой  лежит, худая – по  дорожке бежит. (Слайд №1)
- Как понимаете  эти  пословицы?
- Назовите встретившиеся  орфограммы.
Определите род, число, падеж имён  существительных.

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают  каллиграфический  почерк.
Объясняют смысл  пословиц.
Определяют род, число, падеж имён  существительных.

III. Проверка  домашнего задания

Фронтальная.
Словесный.

Организует  проверку выполнения домашнего задания  (упр.1 с.33-учебник) 

Отвечают  на  вопросы. Устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

IV. Словарно-орфографическая работа

Индивидуальная.
Практический.

Проводит работу со словарными словами,  организует его запоминание.
Заменить одним словом  и записать  в тетрадь по родам. (Слайд №2)
1. Инструмент для копания земли с длинной  рукояткой и  широким плоским отточенным  концом (лопата).
2. Надпись на конверте, посылке с указанием получателя и его места жительства (адрес).
3. Сильный ветер со снегом, вьюга (метель).
4. Человек, совершающий поездку на каком-либо транспорте (пассажир).
5 .Огородное растение,  корнеплод с оранжевым сладковатым корнем (морковь).
6. Хлебный злак, из которого приготовляют хлебную муку (пшеница).
7. Группа людей, объединённая общей работой, учёбой (коллектив).
8. Подземная железная дорога (метро).
9. Населённый  пункт в сельской местности (деревня).
10. Помещение  для  торговли (магазин).
- Во всех словах выделите окончание.
- А на сколько  групп разделили слова? (ответы детей).

Записывают и запоминают правописание слов.
Осуществляют контроль, самоконтроль для  установления правильности выполнения задания.

В зависимости от окончания и рода в начальной форме все существительные можно разделить на 3 группы.

Проверка.
(Работаем по цепочке).

Ж.р. – лопата, метель, морковь, пшеница, деревня.
М.р. – адрес,  пассажир, коллектив, магазин.
Ср.р. – метро.

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная.
Словесный.
Сообщение учителя.

Знакомит с темой и целями урока.
На доске записано предложение, в двух словах  пропущены окончания.
Машина ехала  по  улиц... Пушкина  и  по площад... Свободы.
- К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
Узнают, что такое склонение и учатся определять и распределять слова по склонениям.

- Определите род и падеж в выделенных именах существительных.
По  улице (Д.п.)
По площади (Д.п.)
- Одинаковы ли окончания?
- Как вы думаете, какие окончания у имён существительных?
- Предлагаю провести свои наблюдения  в группах. 
Поставьте эти слова в  начальную форму и  измените по падежам.
Работа в группах (каждая группа  изменяет имена  существительные по падежам, обращая внимание на окончание).
- Запишите предложение в тетрадь и выделите  окончания  имён существительных.
Изменяют  слова улица, площадь по падежам.
- Почему в словах
(по) улице,
(по) площади
разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?
- Что мы делали с вами, изменяя существительные  по падежам?
- Что  нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).
- Кто же назовёт нашу тему урока?
- Сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных. (Слайд №3)
Отвечают  на  вопросы.
VI. Поиск решения проблемной ситуации Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Работа с таблицей, правилом, беседа. Записаны слова – >солнце, тётя, дедушка, костёр, стена, боль, облако.

Осуществляют  поиск и выделение необходимой информации из учебной литературы.

   

- В какой форме записаны слова?
- Как можно сгруппировать слова по окончаниям в начальной  форме?
 - По какому признаку можно распределить слова на 3 группы?
- Одного ли рода оказались существительные  в каждой группе?
- Что мы повторили?
- Почему мы повторяли именно это?
- Запишите слова, выделите окончания, определите род.
- Обратите внимание на окончания.

В  начальной  форме.
   

- Сколько групп слов образовалось?
- Почему?
- Одного и того же рода оказались слова в группах?

Три.
   

- А по какому признаку вы их так объединили?

Работа с таблицей. (Слайд №4).

По склонениям.

 

 

Коллективное выведение и обсуждение правила.

- Сделайте вывод: какие слова в первой группе?

- Сделайте вывод: какие слова во второй группе?

- Сделайте вывод: какие слова в третьей  группе?

- Что мы делали, чтобы получилось такое деление на группы?
- Что такое склонение
- В русском языке все существительные можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
- Какие слова относятся к 1-му склонению?
- Какие слова относятся ко 2-му склонению?
- Какие слова относятся к 3-му склонению?
- Откройте учебник на с. 36-37 и проверьте, правильно ли вы сделали вывод.
Физминутка. (Слайд №5)
Под  весёлые напевы
Повернёмся вправо,  влево.
Руки  вверх! Руки  вниз!
Вверх!  И снова  наклонись!
Вправо,  влево  головою!
Руки  вверх!  Перед  собою!
Топни  правою  ногой!
Вправо  шаг.  На  месте  стой!
Топни  левою  ногой!
Влево  шаг!  И  снова  стой. Повернись  направо  к  другу.
Правую  дай  другу  руку.

Существительные м.р. и ж.р. с окончанием -а, -я

Существительные  м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием -о, -е


Существительные ж.р. с нулевым окончанием.
Изменяли существительные по падежам.

VII.Усвоение новых знаний и способов действий.

Коллективная. Словесный, практический. Фронтальная, парная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение.

1. Работа в парах.
А сейчас мы будем работать в парах.  (Упражнение 2, с.37 - учебник).  Взаимопроверка.
2. Работа по учебнику
Упражнение  3, с.37 - учебник (коллективно)

Осуществляют  поиск и выделение необходимой информации.
Распределяют слова по склонениям.

   

3. Работа по вариантам.
(Слайд №6)
1-й вариант выписывает существительные 1-го склонения,

2-й вариант выписывает существительные 2-го склонения.
Платье, туча, ночь, олень, газета, малина, кость, облако, верхушка, верблюд, сирень, жаворонок, мышь, цыплёнок, тетрадь, комбайн, заяц, рябина, тетрадь, зеркало, осень, одеяло, календарь.

Выписывают имена существительные 1-го склонения, 2-го склонения, обозначают окончания. Осуществляют коллективно проверку.

- Какие слова  не  выписали?
- Почему? (это слова 3-го склонения).

VIII. Применение знаний
и способов действий

 

Парная. Практический.  Упражнение.

 

1. Устный диктант.
Учитель диктует слова, а учащиеся карточками  сигналят склонение данного имени существительного.
Метель, болото, планета, заглавие, конь, лошадь, Вася, морковь, морковка, колокольчик, тишь, тишина, пристань, снегирь, ученик, ученица, цветок, корова, гость, степь, космонавт, рожь, ночь, товарищ, порох, тетрадь, дятел.
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.
а)Учащиеся, нуждающиеся  в  педагогической  поддержке,  выполняют  под  контролем  учителя  следующее задание: распределите  данные  слова  по  столбикам – 1-й  столбик: 5  слов  2-го  склонения,  2-й  столбик:  5  слов  3-го  склонения).
Слова  для  работы  даны  на  карточках:  пень,   день,   речь,  мышь,  даль,  снегирь,  карась,  рысь,  лось,  пыль,  медведь,  моль,  соль,  циркуль.
б) Сильные  учащиеся  выполняют   упражнение 4, с.38 - учебник.
Осуществляют  классификацию объектов; осуществляют  анализ, сравнение; делают выводы; высказывают своё мнение; осуществляют поиск  и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Вывод. (Слайд №7)
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р., - а, -я - _______скл.
Делают выводы.

3. Повторение изученного.
На доске записаны предложения.
Прочитайте. Найдите имена существительные, определите склонение. Разберите предложения по членам предложения (работа в парах).
По  вкусу  земляника  занимает первое место среди лесных ягод.
В  октябре  на  зимовку в наши края прилетают  снегири.
Вывод.

 

 

 

Выполняют работу в парах.

4. Письмо  по  памяти (Слайд №8)
В  эту  осень
На  заре
Роет  норы  крот  в  горе.
На  рассвете  вся  гора
В  грудах  злата-серебра.
В  белом  инее
Гора.
В белом  инее
Нора.
Отвечают на вопросы, делают вывод.
Читают стихотворение. Выполняют письмо по памяти.  (Самопроверка).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Чему мы учились  на  уроке?
- Сколько склонений может быть у имени существительного?
- Как  определить склонение имени существительного?
- Почему  нужно хорошо  и  быстро  научиться распознавать склонение имён  существительных?
- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока ?
- Что было для вас самым интересным?
- Что было сложным?
- Довольны  ли  вы своей работой?
- Оцените свою работу на уроке.
(У детей на партах заготовки).
Солнышко - всё получилось, тучка - нужно еще постараться.

Отвечают на вопросы. Делают выводы. Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

Чтоб  правильно писать окончания существительных.  Падеж  может  быть  один  и  тот же,  а  окончания  нужно  писать разные,  так  как существительные относятся к разным склонениям.
Показывают солнышко или тучку.

X. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Выучить правило с.36-37 - учебник, упр.2 с.37-учебник.

Слушают объяснение учителя. Принимают учебное задание. Делают соответствующие записи.