Обзорная пешеходная экскурсия "Город, который я люблю" (памятные доски, отображающие годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов)

Разделы: Работа с дошкольниками


Обзорная пешеходная экскурсия по улицам города Мурманска, названных в честь героев Великой Отечественной войны.

Название: улицы города Мурманска, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Цель: воспитание патриотических чувств: гордость за свой народ, за его героев, любовь к родному городу, интерес к его истории.

Задачи:

  • закрепить, уточнить, пополнить знания детей о героях Великой Отечественной войны, защищавших Советское Заполярье;
  • сообщить знания о том, как чтят память погибших героев: о них написано много книг, в их честь названы улицы, им воздвигнуты памятники;
  • продолжать знакомить детей с родным краем, его историей;
  • вызвать чувство гордости за наш единый, дружный народ, вызвать чувство уважения к отважным защитникам Советского Заполярья.

Рекомендуемый состав групп: дети старшего дошкольного возраста.

Число участников: 15.

Форма проведения: экскурсия-прогулка.

Продолжительность экскурсии: 30–40 мин.

Предварительная работа:

  • рассматривание фотографий, иллюстраций из Книги «От Мурманска до Берлина», «Мурманск Советский»;
  • заучивание и объяснение пословиц о защитниках Родины; чтение книг «Твои сыны Родина» И.Д.Солдатова.

Инновации: просмотр мультимедийных программ, посвящённых героям-защитникам Заполярья.

Методические приёмы:

  • сочетание рассказа и показа;
  • объяснения и комментарии к интересным моментам;
  • создание мысленной исторической реконструкции;
  • ответы на вопросы экскурсантов.

Маршрут: ДОУ – ул. Гаджиева – ул. Бредова – ул .Миронова – ДОУ.

Места остановок:

  • улица Гаджиева (возложение цветов у мемориальной доски).;
  • улица Бредова;
  • улица Миронова (возложение цветов у мемориальной доски).

Введение

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами друг на друга глядят.

- Что это? Правильно. Это улица. Давайте поиграем в игру «Кто больше улиц назовёт?»

Воспитатель. Вот видите, как много улиц вы назвали, но в нашем городе их гораздо больше.

В Мурманске около 250 улиц, проспектов, площадей, переулков, проездов.

Есть улицы, носящие имена вождей революции, улицы, названные в честь прославленных полководцев, учёных, писателей, художников.

В нашем городе есть много улиц, увековечивших имена героев Великой Отечественной войны.

Сейчас мы с вами совершим экскурсию по некоторым из них.

Объект № 1. Улица имени Магомета Гаджиева

Подходим к дому, где прикреплена мемориальная доска. Читаю надпись.

Предлагаю детям послушать рассказ о судьбе капитана Магомета Гаджиева у нас на Северном флоте, о том, как он со своими товарищами, моряками – подводниками, защищал наш город Мурманск.

- Магомет Гаджиев жил на юге нашей страны, на Кавказе. Он – дагестанец. У нас на севере Гаджиев воевал с самого начала войны. Адмирал Северного флота называл его человеком без страха и усталости.

Магомет Гаджиев почти всё время был в море. Он отличался храбростью в преследовании и уничтожении вражеских судов. Но однажды в неравном бою лодка Гаджиева была сильно повреждена и не могла уйти на глубину, оторваться от врага. Экипаж лодки и её командир погибли…

Герою-подводнику капитану Магомету Гаджиеву посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Воспитатель. - Скажите, каким людям присваивают такое звание?

(смелым, храбрым, бесстрашным, отважным, мужественным, находчивым, решительным, настоящим).

- Давайте почтим память этого бесстрашного воина – подводника Магомета Гаджиева (возложение цветов).

Объект № 2. Улица имени Анатолия Бредова

- Улица имени Анатолия Бредова лежит на гребне сопки, в северной части города, в нашем Ленинском районе. Есть памятник герою и на проспекте Ленина, и на судоверфи, есть и траулер, носящий его имя.

Это Бредов Анатолий
В каждом доме, в каждой школе
Знают смелого бойца,
Знают русского солдата,
Что у Кольских берегов,
Подорвал себя гранатой,
Разомкнув кольцо врагов.

Воспитатель. Дети, посмотрите на фотографию.

Даю 1–2 минуты для рассматривания.

- Анатолий Бредов был мурманчанин. Он учился в 10 школе, неплохо рисовал.

Работать начал на судоверфи учеником электрика. Во время войны был пулемётчиком, получил звание сержанта.

Когда началось наступление наших войск в Заполярье, Анатолий со своими друзьями выполнил приказ – не уступил стратегическую высоту врагу. Он погиб 11 октября 1944 года подорвав себя и врагов последней гранатой.

Воспитатель. - Ребята, кто живёт на улице имени Анатолия Бредова, поднимите руки?

- Какие ещё улицы, носящие имена героев вы знаете?

(ответы детей)

Объект № 3. Улица имени Виктора Петровича Миронова

Воспитатель. - Ребята, поднимите руки, кто живёт на улице имени Миронова?

Подходим к школе № 44, на которой закреплена мемориальная доска.

- Виктор Петрович Миронов был лётчиком. Он совершил 127 боевых вылетов, в том числе 37 – на штурмовку вражеских, 27 – на разведку фронтов.

Газеты писали: «У него много и многому можно научиться и в технике пилотирования и в искусстве воздушного боя». За отличное выполнение заданий ему было присвоено звание героя. Он погиб в воздушном бою 16 февраля 1943 года и похоронен в посёлке Шонгуй, Кольского района. И все, кто проезжает на поезде мимо посёлка Шонгуй видят на сопке самолёт, он поставлен в честь лётчика-героя.

- Многие из вас будут учиться в школе № 44. Эта школа носит имя Виктора Петровича Миронова. В школе создан музей боевой славы, где собраны документы, материалы о лётчике-герое (возложение цветов).

Физ. минутка.

Давайте поиграем в игру «Мы - отважные лётчики».

Воспитатель. - Ребята, кто из вас может рассказать, как советские моряки защищали нашу Родину, наше Заполярье? Как называются военные корабли? (подводные лодки, эсминцы, крейсера).

- Кого из героев Великой Отечественной войны, защищавших наш город, вы знаете? (М. Гаджиев. Если не знают, говорю сама.)

Заключение

Воспитатель. - Вот видите, нашу Родину, Советское Заполярье храбро защищали в годы Великой Отечественной войны и солдаты, и лётчики, и моряки – подводники – вся наша доблестная армия.

- А сейчас давайте пройдём по улице Гаджиева, посмотрим, куда выходит эта улица (на главную улицу района – проспект Героев-Североморцев).

Закрепляю знания детей, почему проспект носит это название (героев, погибших во время войны с фашистами у нас на севере много, и, чтобы почтить память всех, главную улицу нашего Ленинского района назвали проспект Героев-Североморцев, в память о тех, кто воевал в Краснознамённом Северном флоте).

Для закрепления знаний предлагаю совместно с родителями создать фотоальбом «Защитникам Отечества посвящается».

Список литературы

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 4-е изд. – М.: Советский спорт, 2003. – 216с.
  2. Матюхина Ю.А., Мигунова Е.Ю. Экскурсионная деятельность: учебное пособие. – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2011. – 224с.
  3. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб.: ООО «Издательство «Детство–пресс», 2010.