Способы мотивации учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Если бы можно было выделить ведущий фактор процесса усвоения знаний, то приоритет следовало бы отдать мотивации. Мотивацию определяют как причину действия или побуждение к какой-либо деятельности. Что касается школы, то здесь под мотивацией следует понимать едва ли не все причины, побуждающие школьников к усвоению знаний и развитию способностей. Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным, либо оказывает лишь незначительный эффект. По этой причине невозможно выделить какую-то универсальную мотивацию, свойственную всем учащимся. Можно лишь сказать, что для них существуют более привлекательные и менее привлекательные внутренние мотивы действий. Задача педагога - отыскать эти стимулы и воспользоваться ими не только в групповой, но и в индивидуальной работе с учащимися. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Например, при работе над текстом учащиеся получают такой набор заданий:

  1. Прочитать параграф 24 и продумать план его пересказа.
  2. Прочитать параграф 24 и выписать  пять – шесть главных определений.
  3. Прочитай параграф 24 и подготовь его объяснение соседу по парте, предварительно составив в тетради его схему.

Очень полезно на уроке в качестве разминки или при актуализации знаний предлагать учащимся те задания, которые они придумали для класса в качестве домашнего задания. Это позволяет стимулировать учащихся в составлении творческих заданий, ребусов, кроссвордов,  заданий типа «найди ошибку», «верно ли…» и т.п. В то же время остальные учащиеся с удовольствием включаются в работу, выполняя эти задания. Нами были составлены контрольные работы, полностью состоящие из тех заданий, которые были предложены самими учащимися.

Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.

Ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Разнообразие методов позволяет поддерживать внимание школьников на уроках, пробуждает у них интерес к учебной работе. И напротив, однообразие неизбежно порождает скуку.

Например, на этапе при изучении темы «Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень» возможен такой набор заданий:
1. Прочитав параграф 22, ответьте письменно на вопросы:

А)  Как перемножаются два одночлена?

Б) Является ли произведение одночленов снова одночленом?

В) Как найти числовой коэффициент произведения одночленов?

Г) Как определить степень произведения одночленов?

Д) Что нужно сделать, чтобы возвести одночлен в куб?

Е)  На каких правилах основано умножение одночленов и возведение их в натуральную степень?

2. Прочитав параграф 22, сравните  алгоритмы сложения, умножения и возведения одночленов с степень. Найдите сходства и отличия. Запишите в тетрадь.

3. Прочитав параграф 22, заполните таблицу:

Умножение одночленов

Возведение одночлена в степень

Коэффициенты……

Коэффициенты…….

Степени одинаковых букв….

Степени  букв…..

Степень произведения одночленов равна…..

При возведении одночлена
в степень получившееся
выражение является…..

Произведение одночленов является……

Степень получившегося
выражения равна ….

В этом случае учащиеся выбирают задание разного уровня – репродуктивного, продуктивного проблемного, а также работают в ситуации ограничения времени.

На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем: «Объединяй по общему признаку», «Найди ошибку», «Найди лишнее и аргументируй», «Найди недостающий факт для достоверности», «Сконструируйте выражение по условию задачи» и др. Ребятам интересно на уроках при выполнении лабораторных работ: мы рассчитываем площади сложных фигур, сравниваем свойства прямоугольника и квадрата и др. Для 5-6 классов в конце темы иди четверти хорошо проводить урок в виде игры- «Математическое ралли», «Морской бой» и др. Проходя путь от старта до финиша, ребята решают задачи, отвечают на вопросы. В 5-6 классе на  внеурочной деятельности можно решать задачи на развитие мышления – «Танграм», «Петамино», задачи со спичками.
Рассмотрим разные варианты домашней работы. Учащиеся выбирают по желанию одно задание из набора предложенных учителем. ребята решают задачи, отвечают на вопросы.

Например, по теме «Функция у = , ее свойства и график»:

1. Решить графически уравнения:

2. Составить задания на соответствие  графиков и формул функций (не менее 5). На отдельном листе – решение и ответ.

3. Составить 5 упражнений по данной теме вида «Найди ошибку». Решения – на отдельном листе.

По теме  «Функция»:

1. Составить задания (не менее 5) для устной работы в классе, решения – на отдельном листе.

3. Составить 5 упражнений по данной теме вида «Верно, ли, что…». Решения – на отдельном листе.

4. Учебник, № 16.14, 16.18; 16.11(в;г).

Таким образом, стимулировать мотивацию учащихся возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Это выбор учебных заданий разного уровня, выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте - быстро получить результат; выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся. Интересны задания - “незавершенные рассказы на школьные темы”, выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски; подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый настрой, позволят уйти от напряжения; составлении творческих заданий, ребусов, кроссвордов, заданий типа «найди ошибку», «верно ли…» и т.п.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.

Литература

  1. Алешковский И.А. Внутренняя миграция населения в современной России. М.: ТЕИС. 2007.
  2. Иванов И.А., Иванов В.А. Детерминанты внутренней миграция населения в современной России // Вестник Московского университета. 2006, Серия 6, Экономика, №2.