Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном произведении

Разделы: Начальная школа


Важнейшее средство развития речи (как и всестороннего развития) детей школьного возраста – чтение. Чтение происходит на уроках и вне школы (внеклассное чтение). На уроках литературы в начальной школе  дети читают в основном для овладения навыком чтения. Однако одновременно с навыком чтения формируется умения осмысливать прочитанное, определять главную мысль, идею, выделять главных действующих лиц и прочие аналитические операции.
Уроки чтения и литературы, уроки внеклассного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного.

Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития.

Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: видения авторской позиции, отношения и связи в образной системе, назначение изобразительных средств языка, понимание подтекста в раскрытии замысла; с другой стороны истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению.

В начальной школе на уроках литературного чтения, развития речи дети учатся интерпретировать художественное произведение через различного рода пересказы (в устной речи) и сочинения (в письменной речи), что является подготовительной работой к обучению в дальнейшем написанию сочинений на литературные темы.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственные позиции по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге (аннотация). В нем школьник может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже, отчетливее уяснить смысл произведения, его эстетическую направленность, отразить в своей речи богатство литературного языка.

Отзыв как свободное сочинение включается в процесс формирования у младших школьников системы читательских и речевых умений. На уроках литературного чтения учащиеся под руководством учителя учатся в процессе чтения художественного произведения ориентироваться в тексте, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать материал из текста для характеристики героев, эпизодов, авторской позиции, делать обобщения и проводить сравнения.

Особенно важное значение в связи с этим приобретают уроки внеклассного чтения. Дети самостоятельно знакомятся с произведением, самостоятельно создают свое представление об идее, теме, характерах главных героев и композиции. Дети учатся самостоятельно представлять прочитанное художественное произведение по заранее сформулированному плану-схеме, выбирая интересный эпизод из книги, сравнивая произведения разных авторов по одной теме, высказывая свое отношение к герою, событию, автору.

Отзыв о художественном произведении чаще всего строится по следующей структуре:

  • автор, название книги;
  • о чем или о ком идет речь в произведении (тема)
  • краткий сюжет и представление героя
  • как художник слова рассказал об этом;
  • внутренняя мысль автора художественного произведения (идея)
  • иллюстрирование
  • впечатления автора отзыва о прочитанном произведении.

Непосредственное обучение написанию отзыва о книге требует отдельного урока в системе развития речи. Такой урок целесообразно проводить в 3 классе, когда школьники познакомились с сочинением как особым видом творческой работы и у них накоплен достаточный читательский опыт в общении с книгой. Цель урока в создании условий для осмысления детьми назначений отзыва о прочитанном.

Для написания отзыва необходимо отбирать произведение, которое вызовет у детей искренний интерес и будет посильным для восприятия.

При организации и проведении урока (или серии уроков) по формированию навыка написания отзыва о прочитанном произведении можно придерживаться следующей схемы:

  • Создание мотива для предстоящей работы (Зачем нужен отзыв? О чем может быть отзыв? Из чего он состоит? Как отбирать материал для отзыва?)
  • Знакомство с новым видом высказывания на основе прочитанного (цель – организовать наблюдение над структурой отзыва, коммуникативной задачей и ее реализацией в содержании текста). Учитель читает детям разные отзывы на одно и то же произведение и вместе с детьми сравнивает их, определяет задачи каждого.
  • Постановка учебной задачи (например: «Учусь писать отзыв о сказке А.С.Пушкина»).
  • Осмысление способа работы. Цель – помочь школьникам усовершенствовать открытый ранее способ подготовки к сочинению на новом виде творческой работы – отзыве. Трудность для учащихся может составлять постановка коммуникативной задачи (а это может быть  выражение чувств к какому-либо герою и пр.), построение сюжета и отбор лексического и грамматического материала. Эти действия сначала обсуждаются с учителем, а затем дети выполняют их самостоятельно.
  • Самостоятельное составление отзыва в тетради. Цель – организовать непосредственное практическое решение учебной задачи.

Работа по формированию навыка написания отзыва о прочитанном произведении необходима в целях полноценного восприятия художественного произведения. Эта задача очень сложная и решать ее можно лишь по частям, как предлагается выше и постепенно. В этой работе необходимо избегать какого-либо давления на учащихся, т.к. восприятие литературы очень субъективно, здесь нужны чуткость и осторожность учителя.

Литература воздействует на учащихся многосторонне: и сюжетом, и композицией, и образами, и нравственно – через авторский замысел. На что наиболее отзовется юный читатель? Выбор должен сделать сам школьник. И в зависимости от этого выбора, отзыв о прочитанном произведении будет иметь ту или иную окраску и специфику.