Правописание безударных гласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Формирование умения проверять безударную гласную двумя способами;
  • осознавать структуру слова, позволяющее понять его лексическое значение, что позволяет быстрее найти проверочное слово;
  • Формирование умения находить и выделять орфограмму;
  • Формировать интерес к поэтическому слову, обогащать словарный запас;
  • Формировать умение самостоятельно работать
  • Развивать творческие способности
  • Прививать любовь к родному языку

Оборудование

  • Карта путешествия «Созвездие родственных слов»
  • Модель ракеты
  • Веера с гласными буквами
  • Карточки- звезды с названиями (Светлячок, Светлица, Рассвет)
  • Раздаточный материал с текстом для творческой работы
  • Раздаточный материал (текст «День космонавтики»)
  • Раздаточный материал «Алгоритм проверки безударной гласной в корне»

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, какое сегодня число?

- 12 апреля.

- Чем знаменателен этот день?

- Этот день считается днем космонавтики.

- Почему?

- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос.

- Сегодня мы тоже отправимся в увлекательное путешествие к звездам в созвездии «Родственных слов». И пусть в этом путешествии вам светит звезда удачи.
- А из чего складывается удача?

- Удача складывается из мыслей и дел.

- Для того чтобы вам светила звезда удачи, вы должны мыслить, хорошо работать и обязательно быть внимательными.

Учитель:

К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу …. «Извини меня»
Это значит…

Дети: Исключи меня из вины!

Учитель:

У слова есть корни и есть родня
Оно не подкидыш под сирым кустом
И когда я слышу: «Защити меня»
Это значит…

Дети: Укрой меня под щитом!

Учитель:

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро
И если ты в эту проникнешь суть
Слово тебе сотворит добро!

- Чему учит это стихотворение? О чем оно вам напомнило? (надо быть внимательным к звучащему и написанному слову)

- Какая родня есть у слова? (родственные слова)

- Какие слова называются родственными? (слова, которые имеют общую часть и одинаковое значение)

Учитель:

Вот карта нашего пути,
Созвездия на ней легко найти
Но, чтобы пройти все испытания
Необходимы ваши знания.
Итак, мы отправляемся в загадочный полет
Успех вам и удачу
Пускай он принесет!

Отправимся в полет мы на ракете. Вот стартовая площадка. Чтобы ракета пришла в действие, выполним первое условие: подготовим руки к письму, ведь в полете необходимо будет делать разборчивые и красивые записи.

Минутки чистописания

Пропишите соединения следующих букв Аа, Ии, Оо, Ее, Яя. (письмо букв в тетрадях)

- Почему мы прописали эти буквы? (будем проверять эти гласные)

Наша ракета пришла в действие (звучит музыка взлета ракеты)

Перед вами первая звезда. Чтобы ярче она светила, вставим пропущенные буквы в следующие слова:

- Какая в этих словах орфограмма? (безударная гласная)

Молодцы! Запишите слова в тетрадях.

- Что объединяет эти слова?

Мы приблизились к самой важной звезде, без которой удача нам не будет сопутствовать. Чтобы она светила необходимо вставит пропущенную букву слово – название звезды.

(на доске звезда с названием)

- На какую орфограмму пропущена буква? (безударная гласная гласная)

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне. Кто его забыл, воспользуйтесь памяткой, которая лежит у вас на партах.

Дети:

Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

- Каким способом проверить безударную гласную в корне?(изменить форму слова или подобрать родственное слово)

Подберите к слову проверочное слово. (свет, светит)

Какая же пропущена буква в названии звезды? (буква е)

Как подобрали проверочное слово? (подбирали родственное слово)

Правильно! Молодцы! Но скажите, вы получили новые слова или просто изменили слово? (получили новые слова)

- Этот способ в русском языке называется словообразованием. Но об этом вы узнаете позже.

Мы находимся у следующей звезды. Зажжем и эту звезду. Вставим пропущенную букву.

- Что такое светлица?

А.С.Пушкин в сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» писал следующее:

«Отвели они девицу,
Вверх во светлую светлицу,
И оставили одну,
Отходящую ко сну.»

(это светлая парадная комната)

Испытание следующее. Запишите слова под диктовку: трава, листок, гряда, цветок, страна, весна, вода, стена.

Диктанту нашему пришел конец, кто не ошибся, молодец!

Проверка написания слов с помощью вееров.

Оценивание диктанта.

  • Кто написал без ошибок - большая звезда
  • Кто допустил 1 ошибку – средняя звезда
  • Кто допустил 2 ошибки – маленькая звезда
  • Кто допустил более 3 ошибок – будьте внимательней!

В пути вы, наверное, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физ. Минутка

Космонавт

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете
(потягивания – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(низкий поклон вперед, руки разводятся в стороны)

Учитель: Следующая звезда загорится, если решите грамматическую задачу.

Какое из данных звезд будет лишней?

- Лишняя звезда Расцвет.

- Почему вы выбрали название звезды Рассвет? (это слово подходит к созвездию родственных слов)

- Что значит слово «рассвет»? (Время суток, когда становится светло)

Обычно говорят: вставать на рассвете или до рассвета. Как вы понимаете смысл этих словосочетаний?

Молодцы!

Мы продолжаем путешествие по звездам. И приближаясь к следующей звезде, вы должны проявит творчество.

Работа с текстом

Прочитайте текст, который лежит перед вами. (чтение текста про себя затем вслух)

(Вышло из – за туч солнце. Свет залил поле и лес)

Есть в тексте слова с безударной гласной в корне? (нет)

Вы должны изменить текст так, чтобы в нем появились слова с безударными гласными, но при этом смысл не должен измениться. Запишите текст в тетрадях.
(Появилось из-за облаков солнце. Оно осветило поля и леса)

- Какие слова с безударной гласной использовали? (появилось, облаков, оно, осветило, поля, леса)

Подберите проверочные слова к данным словам. (устно)

- Какие виды работ использовали при выполнении задания? (изменяли слово, подбирали родственные слова, подбирали слова близкие по смыслу)

- С этим трудным заданием вы легко справились. Молодцы!

Пусть следующая звезда загорится для девочек, чьим именем названа эта звезда. Назовите имя этой звезды. (Светлана)

Имя Светлана в переводе с греческого означает «светлая». Подходит ли название этой звезды к нашему созвездию? (подходит, потому, что относится к созвездию родственных слов)

- Почему все эти слова являются родственными? Кто глава семьи? (У всех слов одинаковая часть и одинаковое значение. Глава семьи (корень) – свет.)

Задание: запишите эти слов в тетрадях, дополните их другими родственными словами. Выделите корень слова и подчеркните безударные гласные. (Светлячок, светлица, рассвет, Светлана, светит, светлый, светильник, светофор, освещать.)

Учитель: Послушайте стихотворение А.С.Пушкина

«Морозная ночь, все в небе ясно
Светил небесный дивный хор
Течет так тихо, так согласно…

Какое слово из стихотворения А.С.Пушкина можно считать родственным? (светило)

Что означает слово «светило». (звезды – это небесные светила)

Задание: допишите это слово и выделите корень, подчеркните безударный гласный.

Мы приближаемся к последней звезде. Она вспыхнет лишь тогда, когда каждый из вас выполнит последнее задание. Это задание на карточках. Карточки лежат у каждого на партах.

 Работа с текстом

День космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Он проложил дорогу к звездам. За 72 минуты на космическом корабле «Восток» он облетел вокруг земного шара. За этот подвиг он был награжден золотой звездой Героя Советского Союза и удостоен звания «Первый летчик – космонавт».

Чтение текста

Беседа по содержанию

- О ком говорится в тексте?

- Что нового узнали из текста?

Можем ли мы утверждать, что это текст? Докажите это утверждение.

На какие орфограммы встретились слова в тексте? (заглавная буква, предлоги, безударные гласные)

Задание: Из текста выписать слова в два столбики:

1 – слова с непроверяемой безударной гласной;

2 – слова с проверяемой безударной гласной

Проверка задания

Вот и закончилось наше путешествие
«С созвездием пришла пора прощаться.
На землю всем надо торопиться,
Кому из вас понравилось в пути?
Кто мог звезду удачи обрести?»

Нарисуйте на листочках звезду удачи, которую вам удалось обрести и поделитесь своими мыслями, что помогло вам в трудном пути.

Спасибо за урок. Вы все молодцы!