Обобщающий урок по математике по теме «Пропорции и проценты». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Урок деловая игра помогает закрепить теоретический материал, он интереснее, чем решение задач по учебнику. Предварительная подготовка уроку ведется в течение недели. Ребята составляют самостоятельно или находят задачи по теме игры. Весь класс разбивается на группы. Урок проходит  в виде производственного совещания на заводе, который надо перепрофилировать или открыть новые цеха. Коллектив завода совместно с администрацией в течение некоторого времени работает над этой проблемой. Изучается литература, производятся расчеты. Объявлен конкурс на лучшую рекламу, создана химическая лаборатория. Парты расставлены группами (цехами), а центре класса - стол для администрации завода с табличками и стол - хим. лаборатория.

Цели урока:

  • развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать полученные знания по теме «Пропорция», «Проценты»
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитывающая: учить трудолюбию, аккуратности, воспитывать познавательный интерес, взаимопонимание, дружелюбие, формировать правильную самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать/понимать понятия: что такое пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции, что такое проценты.
  • Уметь: находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, выделять 3 типа задач на проценты, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: Проявлять интерес к креативной деятельности, активности при подготовке творческих отчетов.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

  • Познавательные: Анализировать (в т.ч. выделяют главное, разделяют на части) и обобщать.
  • Регулятивные: Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
  • Коммуникативные: Осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).

Форма урока: урок - деловая игра.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (задачи на карточках), компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, а урок – производственное совещание. Самостоятельная работа в конце урока покажет, сумели ли вы повторить материал.

Устный счет. Приложение, слайд 1.

Директор завода. Начинаем производственное совещание. Специалисты завода собрались для того, чтобы оценить ситуацию, сложившуюся на заводе. На нашем заводе существуют цеха по переработке фруктов и овощей, изготовления мясных консервов из привозных полуфабрикатов. Два года тому назад по решению заводского коллектива прибыль была положена на срочный вклад в Сбербанке.

Задача. В Сбербанк сроком на два года  под 36 % годовых было положено 200 млн.рублей. Какой будет сумма через два года?

Часть этих денег мы используем на реконструкцию оборудования, часть пойдет на создание новых цехов и покупку экологически чистой продукции.

Главный экономист. Рассмотрим следующую проблему.

Задача. Цены на некоторые виды консервов повысились на 15%, а потом еще на 10%.Сколько теперь стоит банка овощных консервов, если она раньше стоила 200 рублей? Выгодно ли нам их производить, если каждый второй житель города имеет свои сады и огород т умеет консервировать фрукты и овощи.

Врач-эколог. Я хочу вам предложить такую задачу.

Задача. Снижение шума на производстве позволяет увеличить выработку продукции примерно на 5%, улучшение освещенности - на 10 %, установка  эффективной вентиляции - на 4%, а покраска помещения в спокойный цвет - на 2%.На сколько процентов увеличится выработка продукции в результате последовательного применения всех этих усовершенствований?

Экономист. На заводе производится смена оборудования. После того как заменили 51 единицу оборудования, осталось заменить еще 83 % оборудования. Сколько единиц нового оборудования надо еще поставить?

Задача. Завод выпускал 400 тысяч изделий в год. На сколько увеличится выпуск продукции, если производительность труда вырастет на 20%*?
Ученики решают эту задачу самостоятельно и делают вывод.

Инженер-статистик. В результате улучшения организации производства производительность труда повысилась на 10%, а рационализаторские предложение позволили увеличить ее еще на 20%. То есть производительность труда повысилась на 30%.

Задача. Насос подает на завод за 4 часа 12 минут 72 м3. За сколько времени он моет подать 2140 м3 воды?

Директор. Все, о чем мы сейчас говорили, не может вывести производство из надвигающегося кризиса. Необходимы радикальные предложения, вплоть до изменения профиля некоторых цехов, создания новых цехов переработки сырья, бартерные сделки. Ваши предложения?

Первый молодой специалист. Я предлагаю открыть цех по изготовлению повидла и джема из фруктов, купленных у местных фермеров.

Задача. В цехе будет производиться джем из слив, вишен и яблок. Причем масса слив составит 5/8, масса вишен – 1/3 от общей массы продуктов, а яблок нужно на ½ тонны больше, чем вишен. Сколько фруктов было использовано? Сколько получится джема, если его масса на 60% превосходит массу фруктов.

Врач-эколог. Проверим фрукты и овощи на присутствие нитратов, которые раздражают слизистую оболочку желудка.

Второй молодой специалист. Предлагаю открыть цех по производству лекарственных трав, которые будут выращивать фермеры и сдавать нам на переработку.

Задача. Липовый цвет теряет 74% своего веса. Сколько получится сухого липового цвета из 300 килограмм свежего?

Задача. Фермеры сдали на завод какое-то количество выращенной малины и черники. После сушки получилось 3 тонны сушеной малины и 2 тонны черники. Малина теряет 75% своего вес, а черника - 85% своего веса. Сколько свежих ягод было сдано на завод?

Математик-исследователь. За первый квартал завод выполнил 26% годового плана, а количество продукции, которое должно быть выпущено за 2, 3 и 4 кварталы пропорциональны числам 35:42:49. Определить на сколько процентов должен перевыполнить план завод в 3 квартале, если он даст во втором квартале продукции в 1 ¼ больше, чем в первом квартале?

Химик-лаборант. Предлагаю открыть цех по производству крахмала.

Задача. В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в таком картофеле.

Демонстрируется качественная реакция йода на картофель и хлеб на присутствие крахмала. Рассказывает о роли крахмала в жизни живого организма.

Задача. 2 фермера поставляют на завод картофель. Один предлагает сдать 30 тонн картофеля с 20% содержанием крахмала, а другой привез 10 тонн картофеля и утверждает, что из него можно получить 5 тонн крахмала. У кого выгоднее купить картофель?

Задачу решают самостоятельно все ученики.

Третий молодой специалист. Предлагаю создать цех по производству мыла, так как на заводе имеются отходы - сало от производства мясных консервов. 
Задача. Масса мыла на 55% больше массы сала, взятого для его приготовления. Сколько нужно взять сала ля приготовления 31 кг мыла?

Приводится рассказ о растворении мыла в жесткой и мягкой воде. Показываются опыты.

Главный технолог. Предлагаю открыть цех по производству уксусной эссенции, газированной воды и пищевой соляной кислоты (1/5%).

Задача. Уксусная кислота – это водный раствор пищевой уксусной кислоты, содержащей 80% кислоты. Для маринования фруктов используется водный раствор, содержащий 1 1/5% кислоты. Сколько чайных ложек по 5 мл эссенции нужно развести водой, чтобы получить 1 л маринада?

Задача. Во сколько раз нужно разбавит водой уксусную эссенцию, чтобы получить 8% раствор уксусной кислоты (уксус)?

Четвертый специалист. Предлагаю открыть цех по производству сахара.

Задача. На сахарный завод привезли свеклу, из которой получается 12% сахара. Сколько получится сахара из 30 тон свеклы этого сорта?

Инженер-статистик. Местный фермер предлагает новый сорт свеклы, содержащий 43% сахара. На сколько выгоднее эта свекла?

Специалист. Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара. Сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91% первоначальной массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 90 кг сахара?

Главный экономист. Покупка тростника невыгодна заводу, но если будет происходить бартерный обмен на наши овощные консервы, то это будет выгодно.

Математик-исследователь. На нашем заводе будет много отходов в результате переработки сахарной свеклы, сахарного тростника, овощей и фруктов, трав. Предлагаю по договору с одник из фермеров создать ферму по выращиванию телят и свиней. Заводу будет дешевле обходиться приготовление мясных консервов. Кроме того они будут экологически чистые.

Задача. Мясо при варке теряет 35% массы. Сколько получится вареного мяса из 2 кг сырого? Сколько потребуется сырого мяса для получения 7 килограмм вареного?

Пятый специалист. Предлагаю открыть цех по производству подсолнечного и льняного масла. Шелушу от семян можно отдавать для топки печей в частных домах пожилым людям бесплатно.

Задача. При очистке семян подсолнечника 28% составляет шелуха. Сколько чистого зерна получается из 150 тон семян подсолнечника?

В семечках подсолнечника содержится 49% масла. Сколько таких семян нужно взять, чтобы получить 98 кг масла?

Шестой специалист. Предлагаю выпускать новый сухой растворимый напиток, по вкусу напоминающий кофе, который состоит из цикория и земляной груши. Этот напиток полезен всем, а упаковывать мы его будет в картонные коробки с красивым рисунком. С помощью экономиста я подсчитал, что в месяц модно изготовлять 200 коробок.

Задача. Приготовлены 2 раствора: из 250г воды и 50г сахара, и 50г воды и 10г сахара. Как узнать, не пробуя на вкус, какой из растворов более сладкий?

Директор завода. Все ваши предложения были очень дельными, а теперь обсудите их в своих цехах, сделайте соответствующие расчеты и представьте мне окончательные выводы.

Самостоятельная работа

Проводится в группах. Решение зада по теме пропорции и проценты. Предлагаются задачи, имеющие аналогичные решения.

Итог урока

Рефлексия. Приложение, слайд 2.

Литература

  1. Жохов В.И. Математика 5-6. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы. – М.: Илекса, 2015.
  2. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 6. - М.: Илекса, 2015.