Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство формирование орфографической зоркости

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего познавательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательную активность, познавательные интересы и способности. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.

На уроках русского языка, как и на других уроках, учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают информацию о предмете, воспроизводят знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком. Я считаю, что одной из важных задач образования является выработка орфографической зоркости.

В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников я опираюсь на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитываю возрастные и психологические особенности детей и особенности изучаемой темы. В процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляю в ходе зрительного и объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие осуществляю при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек, (дидактических игр, грамматических сказок, лингвистических заданий).

Для речедвигательного восприятия и запоминания использую методику П.С.Тоцкого. В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Зрительное, слуховое, кинестезическое (ощущения движения тела) и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше чувств, по К.Д.Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память. Хорошая память - залог успеха. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.

Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого я применяю следующие приемы:

1) Организую установку на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно или же вслух.

2) Создаю установку на правильное, безошибочное письмо, на создание только одного « образа слова» – правильного.

3) Использую различного рода словари, списки словарных слов в учебнике, плакаты с перечнем «трудных слов».

Здесь для запоминания активно использую прием мнемотехники, когда создается «образ» буквы, буква «оживает» в конкретном слове.

Например, в слове автомобиль буква о превратится в колеса, в слове вокзал - в циферблат, корабль - в спасательный круг. Причем, дети самостоятельно (на этапе решения учебной задачи) придумывали, на что похожа буква, связывали ее образ со значением слова.

4) Провожу зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты, различные виды списывания, особенно осложненные аналитико-синтетическими и другими дополнительными заданиями.

5) Использую картины, наглядные пособия, таблицы, схемы.

6) Провожу работу по запоминанию словообразовательных гнезд, целых предложений (пословиц, афоризмов, загадок, цитат, стихотворений, прозаических отрывков) Для этого на каждом уроке русского языка провожу орфографические пятиминутки.

Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

На уроках русского языка для повышения орфографической грамотности часто использую:

1. Правила в стихотворной форме:

а)

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья
Тут же отыщутся дополнения.

б)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

в) Перед союзами «А» и «НО» не думай впустую, а ставь запятую.

г)

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

д)

Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.

е)

Та часть речи, которая упала с печи
И ударилась об пол, называется глагол.

2. Стихи-опоры и рифмы-подсказки

ПЛАТЬЕ

ЗАКАТ

Пальто, платье и платок
Буквой «А» пиши, дружок!
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги

Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой «А».

 

Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие орфографических и речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни.

Во время обучающего диктанта, изложения, сочинения разрешаю учащимся пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. В ходе работы помогаю разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил «Сомнение – начало поиска истины». Действительно, появилось сомнение – будет найдена истина.

Особо следует выделить вопрос о списывании, поскольку оно является важнейшим видом орфографических упражнений, включающим в себя операцию предварительного выделения в списываемом тексте подавляющего числа орфограмм.

Часто приходится сталкиваться с тем, что побуквенное копирование текста ребенком не только не избавляет его от ошибок, но и приводит к ним. Это происходит потому, что ученик при таком списывании не понимает, что пишет, а значит, и не фиксирует в памяти правильное написание слов, не видит орфограмм, не может объяснить выбор букв для их обозначения.

В своей работе по формированию навыков безошибочного письма я начала использовать алгоритм списывания, разработанный Г.В.Репкиной. Он записан в памятку, которая есть у каждого ребенка.

Операции, которые входят в действие списывания, направленного на активную орфографическую проработку копируемого текста с целью формирования навыков безошибочного письма, следующие:

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

(Если предложение маленькое, читаем целое предложение, если большое – смысловыми частями. Чтение предложения идет орфоэпически, «как говорим»).

2) Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнилось ли оно. (Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно).

3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.

(Списывание обязательно должно включать в себя определение ударного слога. С этого начинается выделение орфограмм в слове. Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью обучения списыванию необходимо составить таблицу букв, которые нельзя писать на слух. Если текст написан не на доске, орфограммы подчеркиваются  карандашом в книге, с которой ребенок списывает).

4) Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать).

5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. (Повторное проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова).

6) Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. (Важно, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память).

7) Проверь написанное:

  • Читай, что написал, отмечая слоги;
  • Подчеркни орфограммы в написанном;
  • Сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

В конце 1-го года обучения, провожу списывание в виде игры: «Как птичка зернышки клюет?» Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос «А как мы будем зернышки - слоги клевать? – хором отвечают: «В книгу – в тетрадь, в книгу – в тетрадь!» Спрашиваю детей.

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой».

- Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются цветной полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и так далее до конца упражнения.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, самостоятельность и самоконтроль.

Важное упражнение, которое способствует развитию орфографической памяти и вместе с тем орфографической зоркости – орфографическое проговаривание.

Орфографическое проговаривание – при переходе к написанию слов (в том числе к списыванию), не соответствующих произношению, возникают две трудности: найти слова, содержащие орфограмму, и объяснить написание таких слов.
Вместе с приемом орфографического проговаривания большой эффект дает использование приема комментирования.

Ученик должен проговорить слово орфоэпически, как мы говорим, чтобы выделить орфограмму не только на слух, но и при самостоятельном письме, назвать эту орфограмму, вспомнить правило, подобрать проверочное слово. На более ранней ступени, при обучении грамоте, можно практиковать написание слов с остановкой в «опасном месте» и объяснением выбора буквы: «Если звуку нельзя доверять, делаю выбор буквы. Для этого вспоминаю правило или спрошу у взрослого, или посмотрю в книгу». После развернутого высказывания при разборе слова обязательно проговаривание данного слова и лишь затем его запись. Этот вид письма развивает внимание к слову и его значению, речь, фонетический слух, мышление ребенка.

На уроках русского языка при изучении различных орфограмм применяю загадки, они помогают разнообразить работу, «сухой» материал преподнести в занимательной форме.

Изучая тему «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч.» на различных этапах урока можно использовать такие загадки:

Сами крошки,
Боятся кошки;
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Мыши)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка) и т.д.

При разгадывании загадок:

  • формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
  • мобилизуются умственные силы;
  • развивается находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
  • оттачивается и дисциплинируется ум;
  • дети приучаются к чёткой логике, рассуждению, доказательству.

Из загадок легко составить кроссворды, сканворды, чайнворды которые являются также средством повышения познавательных интересов.

Кроссворд – это игра-задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Особенность кроссворда в том, что слова пересекаются в одной и той же букве.

Чайнворд – имеет много общего с кроссвордом. Разница в том, что в чайнворде слова не пересекаются, а следуют одно за другим.

В «криптограмме» каждая буква зашифрованного текста соответствует определённой цифре. Буквы каждого ключевого слова надо вписать в клеточки рисунка соответственно с цифрами, затем из отгаданных слов составить слова или предложения.

Ребус требует соблюдения определённых правил и приёмов решения, с которыми ознакомили ребят.

Шарады – слова-загадки, в которых, несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Например:

Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
(Задача)

Младшие школьники с большим интересом и удовольствием разгадывают предложенные на уроках кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды. Урок оживляется, расширяется кругозор детей, обогащается их речь.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного».

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте — этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «М а ЛИНА" - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» — «маленький».

«Малина» — «малый» — «состоящая из маленьких частей».

- Приём замены развёрнутого определения, одним словом:

  • комната для занятий в школе (класс);
  • дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);
  • учащийся школы (ученик);
  • длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т.д.

- Словообразовательные упражнения со словарными словами (Например, игра «Собери слово»).

- Упражнения лексического характера «Выпиши из словаря слова на заданную тему».

- Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его.

В своей практике использую словарные диктанты, которые провожу устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2−3 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр.

Также, к познавательным заданиям, позволяющим повышать орфографическую зоркость обучающихся, можно отнести: обобщенный способ запоминания:

- Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):

е, о, ы
и, а, э, ю
н, б, р, в, ш
з, д, п, к, ж, ф
л, с, ш, т, х, ч ,щ

- Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию, ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. Подбираю упражнения в занимательной форме, разнообразные, для поддержания внимания и интереса учащихся.

Использование занимательного материала на уроках русского языка активизирует познавательную деятельность учащихся. Они стремятся самостоятельно подойти к определенному выводу, заключению. Практика убеждает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься.

Спасибо за внимание!