Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями

Разделы: Работа с дошкольниками


Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Рукам посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости рук отразилась в загадках: «А ну-ка, отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?», в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Коза-Рогатая» и другие.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - рук, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это, наверняка, проблемы с моторикой.

Однако, даже, если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы - невыполнимая и опасная задача, значит, и этот ребенок не исключение.

Почему так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук?

Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства. Благодаря связи между движением различных частей нашего тела с корой больших полушарий, что особенно сильно выражено в отношении пальцев рук, данный вид игры способствует активизации деятельности клеток мозга, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики включаются: в коррекционный час; во время индивидуальной работы; при проведении логоритмики; во время режимных моментов; как рекомендации родителям для занятий с детьми дома.

Приведем несколько примеров подобных игр и упражнений с подробный описанием.

Игры-шнуровки. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи; развивают творческие способности, а также развивается глазомер, внимание, укрепление пальцев и всей кисти рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.

Игры на нанизывание. Отлично развивает кисти рук и пальцы. Нанизывать можно все что угодно: рожки и большие макароны, макаронные изделия в форме колеса, сушки. Такие упражнения для рук и пальчиков развивают логическое мышление, а также научат малыша аккуратности и усидчивости. Эти полезные навыки очень пригодятся ему в школе.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры на выкладывание. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: выкладывания узора из мозаики; выкладывание, картинки из семечек арбуза, пуговиц, счетных палочек.

Игры на развитие тактильного восприятия. Игрушки изготовлены из материалов различной фактуры (гладкие, колючие, шершавые, рифленые). Развивают тактильную чувствительность ладоней и подушечек пальцев. Так же развивают тонкую моторику, внимание, память, наблюдательность, умение действовать по образцу. Можно использовать как индивидуально, так и в группе для развития умений налаживать контакт, соблюдать очередность, навыков общения.

Развивают пространственное представление, расширяют словарный запас, способствуют развитию математических представлений, навыков счета.

Пальчиковые игры.  Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.

Это не только веселое развлечение для малыша, но и прекрасная тренировка мелкой моторики его рук, а значит, и своевременного развития речи ребенка. Эти игры очень эмоциональные, увлекательные, способствуют развитию творческих способностей.

Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно использовать в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна.

Лепка. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто…). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Рисование. Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.