Наглядность разных видов для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Чешский педагог-гуманист, Ян Амос Каменский, кто первым сформулировал общедидактические принципы обучения, свел все многообразие наглядности, используемой в учебном процессе, к двум основным видам: языковая наглядность и неязыковая].

Языковая наглядность в свою очередь включает 3 разновидности:

1. коммуникативно-речевая наглядность - наглядная демонстрация коммуникативно-смысловой функции языкового явления в устной и письменной речи.

Примером может быть подстановочное упражнение репродуктивно-продуктивного характера на отработку грамматических конструкций для выражения будущего времени (will … и оборот 'to be going to …'). Глядя на картинку в учебнике, учащиеся по цепочке строят предположения о прогнозе погоды и выбирают соответствующие погоде наименования одежды.

2. демонстрация языковых явлений - знакомство с фонемами, морфемами, словами, речевыми моделями.

Так, при отработке новых лексических единиц по любой теме учащиеся соотносят слова с изображенными картинками. Чтобы усложнить задание, учитель может в разброс показывать картинки, а учащиеся не просто называют слово, например, название продукта, но и определяют категорию, к которой это слово относится - e.g. chicken - meat, grapes - fruit. Либо каждый ученик вытягивает карточку, на которой написан какой-то продукт, учащиеся должны разделиться на 3 команды (meat, vegetables, fruit).

3. лингвистическая схемная наглядность - таблицы, логико-функциональные схемы.

Например, учащиеся заполняют таблицу разными видами деятельности, которые они планируют с родителями или друзьями в предстоящие выходные. Получившаяся вербальная опора становится содержательной основой для составления мини-рассказа (монологическое высказывание) или для работы в парах (учащиеся расспрашивают друг друга - равноправные мини-диалоги

Неязыковая наглядность включает в себя использование изобразительной наглядности - фото, портреты известных людей, географические карты, картинки, рисунки.

Ведущий российский методист Е.Н.Соловова, усовершенствовав классификацию средств наглядности, выделила 4 основных вида:

  1. предметная - использование предметов, которые находятся в классе, для беспереводной семантизации слов, для описания места их расположения (кукольная мебель, канцелярские принадлежности, муляжи овощей /фруктов).
  2. наглядность действием - при введении некоторых английских глаголов учитель может показать их соответствующим жестом, например, глаголы: cut, turn, touch, open, close или фразовые глаголы put on, take off.
  3. звуковая (слуховая) наглядность - использование на уроках аудиозаписей и видеофрагментов, слушание речи носителей изучаемого языка (аутентичных эталонов) для иллюстрации правильного английского произношения (в том числе интонация, фразовое ударение, темп, мелодика речи); слуховая наглядность может дополнительно сопровождаться зрительными опорами в виде текса, иллюстраций, схемы.
  4. иллюстративная - красочные картинки и иллюстрации, портреты сказочных героев или известных людей, текст-образец [1, с. 89].

Покажем некоторые приемы работы с разными видами наглядности, представленными в УМК "Forward"

Итак, средства наглядности используются:

1) для формирования произносительных навыков и совершенствования техники чтения

Это могут быть, например, таблицы на соответствие английских букв и звуков, которые они передают, или правила чтения гласных в 1-м и 2-м типе слога. Пользуясь таблицей в качестве опоры, учащиеся сами транскрибируют слова или распределяют их по столбикам в соответствии с транскрипционными значками.

2) для совершенствования лексико-грамматических навыков говорения

3-й класс, работа над структурой havegot. Так, изображения разных игрушек и их владельцев - опора для составления предложений и для отработки притяжательного падежа имен существительных. Учитель проводит фронтальную работу (учащиеся составляют предложения по цепочке) или дети работают в парах - задают общие, альтернативные или специальные вопросы, чтобы выяснить, у кого какой питомец или игрушка.

3) для формирования умений связного высказывания и ведения беседы на изучаемом языке в искусственных условиях изучения английского языка

Например, учащиеся пытаются предугадать тему урока по иллюстрациям, по ключевым словам, по отдельным репликам персонажей (до чтения, до слушания текста-образца).

Для контроля понимания содержания прочитанного / прослушанного текста можно предложить учащимся целый спектр упражнений с использованием разных средств наглядности (учитывая возрастные особенности и уровень их коммуникативной компетенции). Например, закончить синтагматические модели (начало предложений) - это своего рода структурный «скелет» высказывания ученика, заполнить разные таблицы, составить кластер или предложить серию логических вопросов, отвечая на которые, дети перескажут текст (кратко или подробно).

4) для развития социокультурной компетенции школьников

Зрительная наглядность в виде фрагментов географической карты, иллюстраций реалий страны изучаемого языка или достопримечательностей привносит на урок английского языка действительность страны изучаемого языка и тем самым обогащает представления учащихся о культуре народа, язык которого они изучают.

Так, глядя на иллюстрацию учащиеся 4-го класса могут назвать по-английски континенты и крупные города (столицы) разных стран, составить мини-диалог, расспрашивая воображаемых «гостей» (имя, возраст, страну, из которой они приехали, столица, национальность).

Речевая ситуация и фоновая информация 3-й класс: У мистера миссис Тейлор четверо детей: Эдди, Мери, Бен и Сэлли. У Тейлоров есть собака Моцарт и кот Элвис. Они живут в типичном для Англии доме в пригороде. Бену - 10 лет. Его друзья Джил и том тоже персонажи учебника, они учатся в одном классе. Их учительницу зовут мисс Фишер. В этой истории семья завтракает, а их новые соседи переезжают в дом рядом. На завтрак у Тейлоров хлопья, тосты, вареные яйца, чай или кофе. Бен узнает, что его новые соседи из Австралии.

Затем обсуждение рисунка, далее предлагается диалог - знакомство с Коди, в парах, группах. Рассказ и вопросы о семье Коди, диалог по образцу и задание на дом: нарисовать свою семью и рассказать о своей семье.

Речевая ситуация и фоновая информация: сборы и далее вызов такси. Мы слышим как Эдди набирает номер из пяти цифр (так как живут в маленьком городке). А в больших городах номера семизначные. Когда диктуем номер, называем каждую цифру отдельно, а ноль как О.

При активизации учебного материала предлагается учащимся представить себя на мес­те персонажей истории и разыграть их диалоги, рассказать от их лица о том, как от­носятся к тому или иному событию.

Вниманию учащихся предлагаются иллюстрированные микротексты (рассказы, комиксы) в сопровождении аудиозаписей. Последовательность заданий типа «Слушай и повторяй за аудиозаписью», «Слушай, ответь на вопрос по рисунку» «Смотри, слушай, выскажи свое мнение», «Смотри, слушай и следи по тексту», свою очередь благоприятно сказывается на формировании фонетических навыков. Учение и обучение происходит путем погружения в языковую среду, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и граммматике, и здесь тщательно соблюдается психофизиологическая специфика возраста.

Комиксы позволяют обсудить важные темы. При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт. Активизации мышления будут способствовать вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Литература

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Forward English Student's Book / Английскийязык. 3 класс. Учебник. В двух частях. Вербицкая М.В., Уорд Энн, Уорелл Энн, Эббс Брайен, Оралова О.В. - М. Просвещение/ Вентана Граф, 2017.